Оказывается, героиня «Морозко» врет, что ей не холодно, не просто так: в этом диалоге скрыт древний смысл
Русские народные сказки часто хранят в себе скрытые смыслы и загадки, которые могут остаться нераскрытыми для неподготовленного читателя. Их многослойность веками привлекает внимание исследователей и ученых. Одним из таких сюжетов является сказка «Морозко» — на первый взгляд простая история о борьбе добра и зла, но за ее поверхностной очевидностью скрываются более глубокие темы. Задумывались ли вы, почему главная героиня, когда ее спрашивают, тепло ли ей, обманывает, хотя сама замерзает на холоде? Этот момент кажется нелогичным, но на самом деле за ним кроется истинный смысл народной сказки.
Истоки сюжета: ритуалы инициации
В сказке «Морозко» героиня, оставленная в зимнем лесу, встречает персонификацию холода — Морозко. Он трижды спрашивает ее: «Тепло ли тебе, девица?», и каждый раз она отвечает: «Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!». На первый взгляд, ее ответ кажется бессмысленным, ведь она явно замерзает. Но в контексте ритуала этот разговор имеет ключевое значение.
Данный сюжет связан с древними обрядами инициации, которые существовали задолго до появления самой сказки. В этих обрядах испытание холодом символизировало готовность девушки или юноши войти в взрослую жизнь. Отвечая, что ей тепло, героиня показывает свою стойкость, умение держать свои чувства под контролем. Важно не то, как она действительно себя чувствует, а как она реагирует на испытание.
Это способность скрывать слабость и проявлять выдержку — качество, которое высоко ценилось в древних культурах.
Кроме того, холод в подобных обрядах символизировал отторжение от прежней жизни, своего рода смерть детства. Выдержав это испытание, человек становился взрослым, достойным вступления в новый этап своей жизни, что в сказке отражается в ее благополучном замужестве и получении богатого приданого.
Владимир Яковлевич Пропп, известный исследователь сказочного жанра, обращал внимание на то, что многие сказки содержат сюжеты, где главный герой подвергается испытаниям в лесу. Такие испытания, связанные с природными стихиями и, в частности, холодом, восходят к древним обрядам, которые существовали в разных культурах. Главная цель этих ритуалов — проверить стойкость человека, его готовность стать взрослым и полноценным членом общества.
Стыд и холод
Следы этого ритуала можно найти и в языке. Интересно, что в славянских языках корни, связанные с холодом, часто имеют вторичное значение, связанное с позором или стыдом. Например, русское слово «мерзкий» происходит от корня «мерз», который изначально обозначал холод, а затем стал ассоциироваться с чем-то отвратительным.
«Такую же эволюцию пережили русские корни -мерз- и -сты (д)-: см. мерзкий ‘отвратительный, гадкий’, мерзавец ‘подлый, мерзкий человек, негодяй’, омерзительный ‘внушающий омерзение, очень скверный’, диал. остуда ‘досаждение’, диал. стылый ‘противный, ненавистный’ < ‘окоченелый, дохлый, похожий на труп’ [Преображенский, II, 407], постылый ‘возбуждающий неприязнь к себе, отвращение, надоевший’ [Ожегов, 280, 364, 463]» (Из книги Софьи Агранович и Евгения Стефанского «Миф в слове и поэтика сказки. Мифология, язык и фольклор как древнейшие матрицы культуры»).
Таким образом, ответ героини, что ей тепло, также может быть связан с ее стыдливостью, которая в данном случае становится достоинством.
Героиня сказки испытывает мучительные ощущения от холода и проявляет обычную для животного реакцию: «Сидит да дрожит; озноб ее пробрал. Хотела она выть, да сил не было: одни зубы только постукивают» («Морозко» под ред. Афанасьева А.Н.). Это важный момент, который показывает, что девушка, несмотря на испытываемые страдания, скрывает свои природные инстинкты перед встречей с Морозко, стыдится их.
«Стыдливость падчерицы проявляется здесь в способности скрывать свои физиологические ощущения. Преодолевая их, она волевым усилием их социализирует, выводит из сферы биологического в сферу социального. Фактически на наших глазах она подавляет в себе инстинкт самосохранения, доказывая этим свою человеческую природу. Она подавляет еще не чувство (это возникнет позже), а ощущение, но это рождает в ней, вероятно, одно из самых ранних чувств — чувство стыда», — из книги Агранович и Стефанского «Миф в слове и поэтика сказки. Мифология, язык и фольклор как древнейшие матрицы культуры».
Вовсе не скромность и кротость, а преодоление животных инстинктов, управление своими эмоциями и чувство стыда спасает главную героиню и служит поучительным уроком. Ложь в этом контексте становится средством утвердить себя как человека, что, по мнению древних, было важным аспектом человеческой сущности.