Безумные затеи легенды СССР, в которые теперь сложно поверить: вот на что шел Тарковский ради «Зеркала»
Автобиографичная картина Андрея Тарковского «Зеркало» является общепризнанной классикой советского кино, лучшим фильмом не только в творчестве режиссера, но и всех времен, но так было не всегда. Идея родилась после съемок «Андрея Рублева» в 1966 году, спустя два года Тарковский вместе с драматургом Александром Мишариным приступили к разработке сценария.
Сначала готовый сценарий был отклонен председателем Госкино СССР Алексеем Романовым, и Тарковский переключился на подготовку и съемку «Соляриса». Второй раз испытать удачу великий режиссер решил, когда в 1972 году сменилось руководство Госкино и место председателя занял Филипп Ермаш. Он-то и подписал разрешение на производство фильма.
Правда, итоговый результат вызвал у Ермаша смешанные чувства: «У нас, конечно, свобода творчества! Но не до такой же степени!» В фильм не были внесены правки, но в СССР он вышел в крайне ограниченный прокат. Стремление режиссера через экран передать свои эмоции и воспоминания, рассказать о своей жизни, отношениях с матерью было революционным и вызывало непонимание, как и нелинейное ассоциативное повествование. Фильм не был отобран на Московский кинофестиваль и не был отправлен в Канны, хотя Ермаш дважды давал такое обещание, зато довольно успешно демонстрировался в европейских странах. В Италии его даже признали лучшим иностранным фильмом. Тем не менее время расставило все на свои места.
Тарковский всегда отличался щепетильностью и особым вниманием к деталям, что прослеживается в каждом его фильме. «Зеркало» не стало исключением. Поле, через которое мать вела детей, было специально засеяно гречихой для съемок. Для этого административная группа фильма всю осень выезжала на работы в Тучково. И, хотя Тарковскому твердили, что гречиха под Москвой не вырастет, поставленная задача была благополучно выполнена.
В другом эпизоде Тарковскому было необходимо создать ощущение сильного ветра, который заставлял бы видимо в кадре колыхаться целое поле. Итоговый результат получился впечатляющим! Пожалуй, даже если бы съемочной команде удалось подгадать подходящую погоду, такого итога добиться бы не удалось. Чтобы на экране все выглядело масштабно, Тарковский задействовал два вертолета. При первом поднятии в воздух поток ветра от лопастей чуть не снес всю съемочную группу и актера в кадре, так что команде потребовалось время, чтобы приноровиться и обеспечить безопасность на площадке.
Сейчас такое сложно себе представить, ведь благодаря развитию технологий подобные пожелания режиссера легко воссоздать при помощи, например, компьютерной графики. В советские же годы приходилось изворачиваться и добиваться результата теми способами, которые только можно было придумать. Тем не менее, бесспорно, именно эти детали и отличали Тарковского как великого мастера своего дела.