Теперь понятно, почему змея Горыныча зовут именно так. Вы даже не догадывались, что значит его имя
С русскими волшебными сказками знаком, наверное, каждый — хотя бы по рассказам в детстве. Баба Яга, змей Горыныч, Кощей Бессмертный и другие персонажи фольклора наших предков стали полноправными символами отечественной культуры, известными и сейчас.
Большинство знает о них — и о сюжетах, связанных с этими героями. Однако мало кто задумывается, как именно появились сказки и что они значили раньше. Во многих из них (имеются в виду версии, зафиксированные исследователями — например те, что представлены в сборнике Александра Афанасьева) кроется множество отголосков архаических культов и верований.
Например, мы уже рассказывали, что избушка бабы Яги представляла из себя не что иное, как место перехода из мира живых в царство мертвых. А сегодня коснемся иной темы, богато представленной в русских сказках.
Вы когда-нибудь задумывались, почему змей Горыныч носит такое имя? Сейчас объясним, опираясь на исследования фольклориста Владимира Проппа. Изначально так именовали вовсе не змея, а одного из стандартных помощников главного героя — вынужденного ворочать горы «искусника». Звать его могли не только Горынычем — еще Вертогором или Горыней. С ним обычно были представлены традиционные братья, другие «искусники», тоже помогающие Иванушке — Усыня (хозяин реки и рыб), Дубыня (или Вертодуб — владыка деревьев, леса) и Мороз-Трескун (он же Студенец — повелитель погоды).
Очевидно, что перед нами представлены начальники стихий. И они — помощники главного героя.
Почему же имя Горыныч в итоге прилипло к змею? Причин несколько. Во-первых, змей в русской сказке не только Горыныч. Он может быть морским змеем — тогда его зовут «черноморским» (легенду о существовании чудища близ крымского Коктебеля вспомнили?), просто змеем и Горынычем — с привязкой к горной местности. То есть это всего лишь один из подвидов змея.
Во-вторых, изначально змей — вовсе не отрицательный персонаж. Владимир Пропп полагал, что в доземледельческих культах змей выступал как носитель знания, даритель, который должен был проглотить героя и выплюнуть его, наделив Иванушку магическими силами (погрузить его в посмертное состояние и даровать перерождение).
Впоследствии змеиная традиция радикально меняется. Представители этого вида становятся похитителями, вымогателями, охранителями границ. Почему так произошло? Архаичные культы сменились земледельческими — и уже никому не казалось, что для Иванушки хорошая идея добровольно лезть в пасть к огромному монстру, чтобы получить какие-то там способности
А вот мотив, кстати, остался — так что проглоченный Иванушка в более поздних версиях распарывал брюхо змея и самостоятельно выбирался обратно на белый свет.