Еще мудрейший Омар Хайям предупреждал об опасности популярной привычки: к чему приводит жалость к себе
Живший примерно тысячу лет назад поэт и ученый Омар Хайям вошел в историю мировой литературы как один из самых уникальных авторов в нашей истории. Ведь несмотря на прошедшие века, персидский мыслитель по-прежнему сохраняет свою популярность и даже ее приумножает. В наши дни его продолжают ценить сотни тысяч читателей по всему свету.
Причины феноменальной живучести Хайяма как сочинителя лежат на поверхности. Во-первых, он существенно опередил свое время благодаря глубине собственного интеллекта. Те наблюдения, которые он делал о человеческих психологии и психики в средние века, до многих начали доходить только сейчас — в период популярности внимательного отношения к своему внутреннему миру.
Во-вторых, уникальная художественная форма, в которой работал Хайям, идеально подходит текущей эпохе. Лаконичные и концентрированные рубаи (четверостишия) не требуют особого времени для восприятия. Чтобы уложить очередной вневременный совет, Омару Хайяму обычно хватало всего лишь четырех строчек. Как, например, получилось и в следующем произведении мудреца:
Жалеющий себя напрасно в мир пришел,
Размахом жалоб он и горы превзошел.
Страдает без конца, без повода стенает:
И это все, что в жизни он нашел
Любой сознательный человек не станет спорить с Хайямом в данном случае: опасность жалости к себе очевидна. За ней чрезвычайно удобно прятаться от ответственности, менять свою жизнь в лучшую сторону — ведь для этого нужна смелость и готовность, как сейчас говорят, выйти из зоны комфорта.
Но проблема здесь не только в очевидных опасностях, о чем как раз и предупреждает Хайям. Если не бороться с этой зловредной привычкой, жалость к себе может вытеснить из сознания человека все остальное — и тогда вернуться на путь гармонического существования будет практически невозможно.