Заставлял подчиненных творить такое, во что теперь трудно поверить: великий творец СССР шел на все ради «Сталкера»
Влияние фигуры Андрея Тарковского на развитие не только российского, но и зарубежного кинематографа переоценить сложно. Для того чтобы убедиться в его значимости в мире кино, совсем не обязательно понимать все скрытые смыслы его фильмов. Ведь то, с какой скрупулезностью он создавал свои фильмы, во многом говорит само за себя.
Фильм «Сталкер», снятый по повести братьев Стругацких «Пикник у обочины», создавался Тарковским не один год. Во время работы над проектом режиссер столкнулся с массой сложностей. Сначала пришлось искать новую натуру из-за землетрясения на утвержденной локации, затем пленка с первыми отснятыми кадрами оказалась бракованной. Все это увеличивало не только время производства фильма, но и его бюджет, который по тем меркам составил сумму около миллиона рублей.
Сам Тарковский не стремился как можно быстрее расправиться с фильмом и все пытался довести до идеала. Стругацкие долго пытались создать сценарий, который принял бы режиссер, но тот раз за разом давал новые комментарии и снова вносил правки.
Непростой выдалась и работа с операторской группой. Изначально на съемках «Сталкера» Тарковский задействовал Георгия Рерберга, с которым до этого работал над фильмом «Зеркало». После непродолжительного периода съемок режиссер принял решение сменить оператора из-за разного видения, хотя сцены, снятые Рербергом, все же вошли в итоговый вариант фильма. Тарковский нанял нового оператора Леонида Калашникова и художника-постановщика Шавката Абдусаламова. Но материал, подготовленный ими, режиссер забраковал и принялся собирать новую команду.
К тому моменту наступила зима, и съемки пришлось приостановить. За это время Стругацкие под руководством Тарковского в очередной раз переписали сценарий, а операторский пост занял Александр Княжинский.
Большое внимание Тарковский уделял не только значимым вещами вроде сценария, но и совсем крошечным мелочам, на которые едва ли обратил бы внимание простой обыватель. В одной из сцен, которую снимали на изумрудной поляне, Тарковского не устроили желтые и пожухлые травинки, которые, по его мнению, совсем не вписывались в кадр ни по смыслу, ни по цвету. Чтобы решить эту проблему, съемочная группа буквально пинцетом удаляла неподходящие травинки, чтобы остались только те, которые соответствуют замыслу режиссера. Возможно, простой зритель бы этого и не заметил бы, но Тарковский с его вниманием к деталям просто не мог оставить сцену неидеальной.