Эти жесткие слова Достоевского объясняют, почему Европа несчастна: цитату вспоминают и спустя 200 лет
Федор Михайлович Достоевский — один из величайших русских писателей. Считается, что он лучше других литераторов смог запечатлеть в произведениях «загадочную русскую душу». Само выражение впервые — в 1842 году — употребил критик Виссарион Белинский, рецензируя только что вышедшую поэму «Мертвые души» Николая Гоголя. Правда, изначально идею о том, что у целого народа может быть душа, предложили немецкие философы: в первую очередь Иоганн Гердер и Георг Гегель.
Российские писатели XIX века заимствовали многие приемы у своих французских коллег: Бальзака, Флобера, Мопассана и других. Но, в отличие от иностранных, в русскоязычных романах этическое всегда преобладало над эстетическим. То есть писатели больше заботились о душе читателя, а не о том, как его развлечь.
Вместе с понятием «русской души» все более популярной становилась мысль об особом пути России. В 1866 году Федор Тютчев написал знаменитое стихотворение:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Достоевский тоже считал, что у России — свой путь. Даже больше: писатель утверждал, что духовная Россия противостоит бездуховному Западу.
Он писал: «Все назначение России заключается в православии, в свете с Востока, который потечет к ослепшему на Западе человечеству, потерявшему Христа. Все несчастие Европы, все, все безо всяких исключений, произошло оттого, что с Римскою церковью потеряли Христа, а потом решили, что и без Христа обойдутся…»
Достоевский считал, что православие, принятое в России, в отличие от католичества, распространенного на Западе (той самой «Римской церкви»), — более истинная конфессия. По мнению Федора Михайловича, католики променяли Иисуса Христа на деньги и власть, которые у писателя ассоциировались с влиянием Папы Римского.