В этом правиле русского языка ошибается большинство: а ведь оно передает тончайшие оттенки смысла
Выбор на письме или в речи между родительным (кого? чего?) и винительным (кого? что?) падежами — задача не самая простая. Иногда в ней путаются даже те, для кого русский язык является родным. Аспектов у этого правила много. Сегодня мы расскажем, как не ошибаться с употреблением падежей в случае с предложениями, в которых нет отрицания (потому что отрицательные высказывания в данном контексте — разговор отдельный и куда более сложный).
Важно это в том числе потому, что порой выбор падежа уточняет смысл высказывания. Вероятно, вы этого даже не замечали.
В конструкциях типа «выпить молока/выпить молоко» допустимо употребление как родительного падежа (другие примеры: «шампанского», «чая»), так и винительного («шампанское», «чай»). Однако форма существительного влияет на суть сказанного.
Когда глаголы с общим значением брать, давать (имеется в виду самая широкая трактовка этих действий: здесь и «взять», и «съесть», и «выпить», и «купить», и «привезти») сочетаются с существительными в родительном падеже, это означает, что действие распространяется лишь на часть объекта:
Выпить молока — выпить какую-то часть (кружку или глоток). А винительный употребляется, когда предмет охвачен действием полностью: Выпить молоко — выпить все молоко, которое было.
Сложность данного правила удобно проиллюстрировать известной поговоркой. Очень многие ошибочно говорят «кто не рискует, тот не пьет шампанского», хотя правильно будет — «шампанское».
Глаголы с общим значением стремления к цели (искать, просить, требовать, ждать) тоже могут управлять существительными родительного падежа (когда мы говорим о неопределенных предметах) и винительного (если подразумеваем что-то конкретное):
Жду автобуса — все равно, какой автобус приедет
Жду автобус — мне нужен конкретный автобус, который идет до моей станции
Вот такими деталями русский язык и передает тончайшие оттенки смысла. Поэтому его и считают одним из сложнейших для изучения во всем мире.