Критики хвалят фильм, снятый по биографии Лимонова: вот ради чего стоит смотреть новую картину Серебренникова
Во Франции, в Каннах, с 14 по 25 мая проходит знаменитый кинофестиваль — один из самых престижных в мире. В этом году свои новые фильмы на нем представили такие именитые режиссеры авторского кино, как Фрэнсис Форд Коппола, Дэвид Кроненберг, Йоргос Лантимос, Андреа Арнольд.
Среди них фильм о скандальном русском писателе Эдуарде Лимонове представляет Кирилл Серебренников. Это первая картина режиссера из Ростова-на-Дону, снятая на английском языке.
Рассказываем, что о фильме «Лимонов, баллада об Эдичке» пишут кинокритики, уже посмотревшие его.
Режиссер Кирилл Серебренников (посередине) с актерами Беном Уишоу и Викторией Мирошниченко
«Лимонов, баллада об Эдичке»
- Жанр: биография, драма
- Сценарист: Кирилл Серебренников, Бен Хопкинс, Павел Павликовски
- Режиссер: Кирилл Серебренников
- Актеры: Бен Уишоу, Виктория Мирошниченко, Томас Арана, Сандрин Боннер и другие
- Общая оценка от российских критиков: 6,8
Сюжет фильма
Фильм основан на романе «Лимонов» французского писателя Эмманюэля Каррера. В книге описывается биография писателя и поэта Эдуарда Лимонова: детство в Харькове, переезд в Москву, где он влился в диссидентскую среду, эмиграция в США, а затем в Париж, превращение в успешного писателя, возвращение на родину после распада Советского Союза, участие в войне на Балканах, политическая деятельность в России, тюремный срок…
Эдуард Лимонов
Сам Лимонов положительно отзывался о романе, хотя и признавал, что некоторые моменты, выдаваемые в книге за факты, были придуманы им самим. Во Франции роман получил широкое признание, так что его рекомендовал к прочтению даже президент Николя Саркози.
Рецензии критиков
Российские кинокритики сравнивают фильм про Лимонова с другим байопиком Серебренникова — «Лето» про Виктора Цоя, Майка Науменко и других рок-музыкантов.
«Как и в «Лете», линия про любовь, юность, отчаяние и надежды удается Серебренникову лучше всего. Писатель, которого не публикуют, и фотомодель, которая нарасхват, — идеальная пара для таких историй», — пишет кинокритик Егор Москвитин.
Он отмечает, что режиссеру из насыщенной биографии писателя лучшего всего удался нью-йоркский период — то есть то время, когда он вместе с возлюбленной эмигрировал в США и жил на пособие. Именно этот период, кстати, описан и в самой известной книге писателя «Это я — Эдичка».
Кинокритик Станислав Зельвенский соглашается с этим: «Серебренников <…> вычленил из богатой лимоновский биографии интересные для себя пункты, а остальные либо пробормотал скороговоркой, либо вовсе опустил».
Некоторые журналисты приходят к выводу, что режиссера, который уехал из России, больше всего интересовал эмигрантский опыт героя, рифмующийся с современностью.
Кирилл Серебренников
Андрей Плахов, известный кинокритик «Коммерсанта», отмечает, что театральность, лежащая в основе всех фильмов Серебренникова, в «Лимонове» «находит кинематографический эквивалент». Он отмечает, что фильм довольно условный: некоторых русских героев, в том числе главного, играют англоязычные актеры, а места из жизни Лимонова — Харьков, Москва, Нью-Йорк — были отсняты в совершенно других местах. Однако, по мнению кинокритика, эта условность не мешает фильму.
Лимонова сыграл английский актер Бен Уишоу («Парфюмер: История одного убийцы», «Облачный атлас», сериал «Будет больно»). Егор Москвитин называет его «пластичным и отважным», а также отмечает, что артист достоин получить награду Каннского кинофестиваля за работу в фильме Серебренникова.
Дарья Тарасова пишет, что «мастерство Бена Уишоу пугает». А Плахов дает ответ, почему игра актера может пугать — потому что она слишком достоверна: «Я единственный раз общался с Лимоновым, это было в Париже за месяц до его первой поездки в СССР, и могу утверждать: он был точно таким, каким показал его британец Уишоу, и это удивительно».
Зарубежные кинокритики также отмечают актерскую работу Бена Уишоу. Издание Deadline называет актера «ключом к успеху фильма», отмечает, что он провел тщательную подготовку перед съемками, и сравнивает его игру с другой работой — ролью Боба Дилана в фильме Тодда Хейнса «Меня там нет».
Кинокритик издания Indiewire называет фильм Серебренникова «панк-рок эпопеей», отмечая, что он напоминает кино 70-х годов. Также он уделяет внимание музыке — группе Shortparis, которая переосмыслила хиты Тома Уэйтса и группы The Velvet Underground.
Американский журналист пишет, что герой и атмосфера фильма напоминают романы Чарльза Буковски, с которыми, кстати, часто сравнивают произведения Лимонова, а также фильм «Таксист» Мартина Скорсезе, на который в картине Серебренникова есть прямая отсылка.