Что делать родителю квадробера: разбираемся с психологом в популярном детском тренде
Передвигающиеся на четвереньках дети в масках животных одновременно пугают и веселят весь интернет. Квадроберов обсуждают политики и блогеры, обыватели снимают на видео родителей, выгуливающих своих детей на поводках, а сами последователи этого течения озолотили многих предпринимателей, подняв продажи тематичных аксессуаров на 4800% по сравнению с началом года.
Но не опасны ли такие игры для детей, ведь вжившись в роль котика можно разучиться общаться с людьми? На наши вопросы о влиянии квадробики на психику и том, что делать родителю квадробера, ответила практикующий психолог и гештальт-терапевт Диляра Невлютова.
Нормально ли быть квадробером? В каком возрасте это норма, а в каком — отклонение?
Квадробинг, или практика передвижения на четырех конечностях и подражание животным, как правило, встречается в разных формах у детей и раннего подросткового возраста, что объясняется этапами их психологического и физического развития. Ребенок, играющий в животных, развивает навыки воображения, идентификации и социальной адаптации через подражание. Это естественная часть их эмоционального и когнитивного развития, в особенности в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Однако если квадробинг проявляется у подростков или взрослых, то это может быть связано с поиском новых способов самовыражения, снятием стресса или даже чувством свободы, которое они испытывают в роли животного. Многие люди ищут нестандартные способы выражения эмоций или снятия психоэмоционального напряжения. Иногда такие практики могут быть способом совладания с психологическим давлением или неким защитным механизмом, помогающим убежать от проблем.
С точки зрения психологии, в этом нет ничего ненормального, если такое поведение не мешает социальной жизни человека и является его осознанным выбором. Возрастная граница тут очень условна. Квадробинг можно считать такой же субкультурой как эмо или, например, как подражание любимым героям комиксов.
Что привлекает детей в квадробинге?
С точки зрения психологии, этому есть несколько объяснений:
- Игра в животных позволяет детям свободно экспериментировать с различными ролями и чувствами. В этот момент они учатся понимать разные черты характера и поведение, исследуют границы своей личности и воплощают свои фантазии. Будучи «животными,» дети находят безопасный способ выражать импульсивность, смелость или осторожность.
- Подражая животным, дети ощущают близость к природе и более полную свободу движений. Играя, например, хищников или крупных животных, они чувствуют силу и могущество, что может быть особенно привлекательно в моменты, когда в реальной жизни они чувствуют себя маленькими или зависимыми.
- Иногда детям может хотеться отвлечься от своих переживаний и обязанностей, которые могут казаться слишком серьезными. Роль животного дает возможность временно «выйти из роли» ребенка и перенестись в мир, где не нужно следовать правилам, а можно свободно двигаться и следовать своим внутренним инстинктам.
- Людям важно быть принятым и понятым обществом, ощущать некое единство и общность. Как раз через субкультуру человек может экспериментировать в поиске и выражении своей индивидуальности. Она дает чувство сопричастности, возможность почувствовать себя «среди таких же как я». А также уйти от тяжёлой реальности (например, проблемы в школе и со сверстниками, конфликты в семье и т. д.).
Стоит ли паниковать родителям квадробера?
Для родителей важно сохранять баланс между поддержкой творческих проявлений ребенка и заботой о его безопасности и социальном развитии. Паниковать не стоит: квадробинг у ребенка — это, как правило, естественное стремление к игре и исследованию, и в этом случае родителям важно не делать резких запретов, которые могут вызвать конфликт и привести к нежелательным последствиям для взаимоотношений с ребенком.
Стоит ли родителям поддерживать увлечение своих детей квадробингом?
Поддержка таких игр может быть полезна для формирования доверительных отношений, особенно если ребенок чувствует, что его принимают и понимают. Однако здесь важно определить, где заканчивается здоровая поддержка, а где начинаются границы. Например, позволять ребенку ползать дома или на игровой площадке — это нормально, но выгуливать его на поводке или поощрять использование туалета в лотке может привести к нарушению его психоэмоционального развития и социализации ребенка. Что в дальнейшем может отразится на «Я» ребенка, его способности выстраивать межличностные отношения, преуспевать по жизни.
В данном случае возникает вопрос, что сподвигает родителя выгуливать ребенка на поводке или кормить специальным кормом? Насколько он осознает что приемлемо, а что нет в социуме, каковы задачи родительства, осознает ли ответственность за ребенка и его благополучие? Задается ли вопросом о долгосрочном последствии своих действий? Много факторов могут стоять за таким поведением родителей.
Можно разрешить ребенку «притворяться животным» в домашних условиях или на безопасных площадках, но объяснить, что в некоторых ситуациях, например, в школе, лучше придерживаться социальных норм. Это поможет ребенку развивать социальный интеллект и понимать, что у разных ситуаций есть свои правила.
Что делать родителям, которые категорически против квадробинга?
Если родителю сложно принять подобные игры, можно попытаться предложить альтернативные занятия, которые также дадут ребенку возможность исследовать мир. Например, интерес к животным можно направить в чтение книг о животных или наблюдение за животными в естественной среде. Также можно развивать физическую активность — к примеру, предложить ребенку занятия, где он сможет двигаться активно и творчески, как в гимнастике или танцах, что часто помогает переключиться с игр животных на другие активности.
Что важно помнить: главный аспект — дать ребенку почувствовать, что он принят. Жесткие запреты часто вызывают сопротивление и даже усиление интереса к запретному поведению.На что важно обратить внимание родителю квадробера?
Родителю важно обращать внимание, не начал ли ребенок избегать общения со сверстниками, сохраняется ли успеваемость в школе на прежнем уровне, изменилось ли поведение ребенка в быту, не перестал ли следить за гигиеной.
Я бы обратила внимание на маски квадроберов — они явно выражают какие-то чувства. И это определенный сигнал для окружающих, в первую очередь для близких, для родителей, о том, в какие чувства погружен ребенок в настоящий момент. Возникает вопрос: почему эти чувства можно выразить только таким способом? Почему нельзя сказать напрямую? Не привык? Страшно, что не поймут или отреагируют агрессивно или черезчур драматично? Есть ли между родителем и ребенком понимающий и поддерживающий контакт? Для родителя здесь важно задуматься об этом.
Опасна ли квадробика для психики ребенка?
Сами по себе такие игры обычно не несут опасности для психики ребенка, если остаются в пределах нормального воображаемого поведения. Однако важно учитывать некоторые моменты, чтобы интерес к подобным играм развивался гармонично и не перерастал в то, что могло бы затруднить ребенку социальную адаптацию:
- Социальная изоляция. Если ребенок настолько сильно вовлечен в эту роль, что отказывается от обычного взаимодействия с окружающими или избегает общения со сверстниками, это может стать проблемой. Дети учатся через взаимодействие, и чрезмерная фиксация на животной роли может замедлить развитие социальных навыков и психического развития.
- Фиксация на воображаемом. Сильное погружение в роли животных может затруднить формирование личных границ и восприятие себя как отдельной личности. Если ребенок долго и чрезмерно ассоциирует себя с животным, это может привести к трудностям в понимании собственных человеческих эмоций и личных черт.
- Проблемы с самоконтролем и агрессией. Иногда чрезмерное подражание животным приводит к тому, что дети могут проявлять «животное» поведение, которое трудно контролировать (например, агрессивное рычание, кусание). Это нормальная часть игры в рамках фантазии, но, если такие реакции выходят за рамки игр и проникают в повседневное поведение, важно объяснить ребенку границы приемлемого.
- Возможные поведенческие трудности. Если ребенок чувствует себя «животным» до такой степени, что отказывается следовать базовым правилам поведения или личной гигиены, то это также может затруднить адаптацию. Такие дети могут испытывать затруднения в школе, общении со сверстиками, успеваемости и т. д. Что в ответ вызывает еще больший стресс.
Как помочь ребенку и предотвратить возможные риски от увлечения квадробикой?
Если взрослый замечает, что ребенок сильно вовлечен в эти игры, стоит мягко направить его интерес в здоровое русло. Можно побуждать ребенка играть с другими детьми и предлагать игры, развивающие навыки сотрудничества и общения. Важно не запрещать игру, но мягко перенаправлять, предлагая альтернативные увлечения.