Этот напиток из СССР оценили на Западе: после развала Союза его скопировали в Европе
Это сейчас газированные напитки американских производителей доминируют на рынке — в советское время достойную конкуренцию (пусть и с протекционистскими мерами) составляли отечественные продукты. Например, культовый напиток «Байкал».
«В начале 70-х в Новороссийске запустили первый завод, на котором из привозных концентратов стали делать «Пепси-Колу». И тут же в Министерстве пищевой промышленности СССР ударили кулаком: а мы чем хуже?» — вспоминала заведующая лабораторией технологий безалкогольных напитков ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности Галина Филонова.
«Создать «наш ответ» поручили лаборатории при Русаковском заводе безалкогольных напитков. Специалисты там работали грамотные, творческие. Через какое-то время они придумали очень интересный рецепт. Сочетание зверобоя, элеутерококка, солодкового корня, листа лавра, эвкалипта, цедры лимона и сосновых почек дало поразительный результат — оригинальный, ни с чем не сравнимый вкус и букетистый аромат».
Разработка напитка оказалась куда более сложной задачей, чем предполагалось изначально — была проблема со вспениванием, а в первых версиях напитка образовывался осадок. Состав «Байкала» в первый период разработки постоянно менялся, одни натуральные компоненты заменялись другими, причем даже после начала производства — так как спрос на напиток рос, а объемы дикорастущего сырья были ограничены, зверобой в составе напитка со временем заменили черным чаем.
К Олимпиаде-80 в Москве были открыты три фирменных магазина с прохладительными напитками «Байкал», самый большой из них располагался на Ленинском проспекте. Кстати, напиток выпускался даже западными компаниями, но уже после развала Союза — хотя в России его популярность с приходом Coca-Cola и других американских брендов резко упала. Но именно «Байкал» стал прототипом известного немецкого лимонада под названием Wostok (название тоже намекает на советское влияние)
Напиток в 2008 году создал Йорис ван Велзен, который с конца 80-х работал фотографом в Москве. Он доработал рецепт «Байкала», который получил от профессора НИИ Льва Оганесянца, добавив свои собственные идеи и приведя к немецким стандартам, из-за чего пришлось убрать из рецепта настой зверобоя. В стилистике этикетки и рекламных компаниях Wostok тоже отсылает к советской эстетике. В России «Байкал» тоже производят — права на бренд ушли «Черноголовке».