Этот предмет из российских поездов на аукционах продают за безумные деньги! Он появился еще в царской России
Путешествия на российских поездах дальнего следования заключают в себе особую атмосферу, ради которой пассажиры зачастую отказываются от более выгодных с финансовой точки зрения и расходующих меньше времени вариантов, например, с авиаперелетами. Из чего именно состоит этот неповторимый вайб? Уютного перестука колес, общения с попутчиками, заготовленной в дорогу домашней еде, череды живописных и не очень картин за окном.
А еще — металлических подстаканников, ставших неотъемлемой частью этого быта.
Если со всем остальным более-менее понятно (в целом это неотъемлемая часть путешествия), то насчет подстаканников могут возникать вопросы. Почему они стали так популярны и откуда вообще взялись в поездах?
Для начала, мы даже не знаем наверняка, где подстаканники такого формата появились впервые. В царской России они оказались примерно в середине 19 века. По одной версии, традиция использовать их при чаепитии пришла из Англии. По другой, ее привезли с Кавказа воевавшие там офицеры, а изначально это изобретение пришло туда из Индии и Турции. В конце концов, есть предположение, что подстаканники изобрели в России.
В своем «Кулинарном словаре» Александр Дюма рассказывал о нестандартном русском обычае того времени — по его словам, мужчины пили чай из стаканов, тогда как женщины использовали чашки из китайского фарфора. Таким образом подстаканник был изобретен для банального удобства мужчин, которым приходилось обжигать пальцы.
Как подстаканники появились в поездах дальнего следования, известно намного точнее. Это произошло в 1982 году: министр путей сообщения и в целом прогрессивный политик Сергей Витте утвердил использование подстаканников в вагонах первого класса. Первые из них были изготовлены зачастую из серебра, но с годами и соответственным распространением железных дорог изготавливать подстаканники стали намного более простые.
В СССР традиция прижилась и даже углубилась. Железнодорожные подстаканники обрели свой уникальный стиль, их украшали символикой Министерства путей сообщения, а вскоре они еще и стали разными в случае различных направлений движения поездов.
В наши дни многие коллекционеры хотели бы заполучить оригиналы подстаканников царского времени и редкие версии из СССР. За счет этого (а также того, что в дореволюционной России над подстаканниками работали ювелиры) их цена на аукционах доходит до ошеломительных сумм — 500 тысяч рублей, а иногда существенно выше.
Стремление любителей старины легко можно понять. Ведь вместе с редким предметом из прошлого они приобретают фрагмент того самого уюта из поезда.