Посмотрела новую русскую драму «Контакты»: вторжение инопланетян в лучших традициях Балабанова
Кинообозреватель Sport24 Елизавета Казакова посмотрела мрачную драму «Контакты» об инопланетном вторжении в российскую глубинку. Фильм, вдохновленный историей Кыштымского карлика, вышел на экраны кинотеатров 4 июля.
«Контакты» (фильм, 2024)
Жанр: драма, фантастика.
Режиссер: Дмитрий Моисеев.
Сценарий: Дмитрий Моисеев.
Актеры: Ирина Саликова, Сергей Гилев, Алексей Ярмилко, Валентин Самохин, Денис Филимонов, Александр Мизев и другие.
В 1980-х на Земле произошел первый контакт с пришельцами. Инопланетные существа биопаги разместили жуткие корабли в разных точках планеты. В России их ласково окрестили «Виталиками». Биопаги не проявляют агрессии, не стремятся найти общий язык с человечеством, а их цель никому не известна. Но одно люди знают точно: пришельцы вырабатывают чудодейтвенное вещество «прак», которое, по мнению биологов, продлевает жизнь и лечит от всех болезней. Некоторые даже стали зависимы от него.
2020-е. Один из инопланетных кораблей застывает над мрачным провинциальным городком, чье развитие остановилось где-то на границе эпох. Медсестра Нина (Ирина Саликова) обманом устраивается работать лаборантом в научный институт, где у несчастного Виталика ежедневно выкачивают прак. Она надеется, что внеземное лекарство поможет вылечить ее тяжелобольного отца. Нина — единственный человек в городе, кто относится к пришельцу как к живому существу. Она выхаживает его, погибающего вдали от корабля и истощенного от бесконечных экспериментов. У ее бойфренда Игоря (Сергей Гилев), обитающего в криминальных кругах, есть беспроигрышный план по заработку больших денег. Он предлагает Нине выкрасть пришельца из института и продать его на черном рынке.
Просто представьте, если бы режиссер Алексей Балабанов снял картину об инопланетном вторжении. Сложно? А молодому постановщику Дмитрию Моисееву удалось создать оригинальный авторский фильм. «Контакты» — это наш ответ «Району № 9», известной западной киноленте о первом контакте с пришельцами.
С первых кадров мы попадаем в серый угрюмый городок, где нет ни намека на светлое будущее. Главная достопримечательность — огромный ржавый инопланетный корабль, напоминающий уродливый орех. В этой реальности пришельцы из космоса уже стали чем-то обыденным: дети отплясывают в странных костюмах на праздниках, Виталиков приглашают в Кремль (кадры с Ельциным весьма позабавили), в честь них строят памятники. При этом за десятки лет мирного сосуществования ученые ни на шаг не приблизились к разгадке их цели прибытия. Для простых граждан контакты с пришельцами запрещены законом. Люди уже начинают подозревают правительство в сокрытии страшной правды.
В фильме есть все для создания атмосферы вымирающей глухой провинции: убитые серые хрущевки, дети-беспризорники, криминальные авторитеты со штаб-квартирой в заброшке, разваливающийся ДК «Контакт». Главная героиня даже говорит несчастному Виталику: «Мы с тобой в России, понимаешь? Ну, не в космосе». Картина снята под пленку, в давно забытом квадратном формате кадра и в серо-бурой цветовой гамме. Это усиливает ощущение, что мы точно смотрим что-то родом из прошлого века.
Об устройстве странного мира зритель узнает из кадров с псевдодокументальной хроникой: записей лабораторных экспериментов, комментариев ученых, выпусков новостей, интервью с очевидцами. Одно из интервью знакомит нас со старушкой Прасковьей, которая рассказывает, как приняла пришельца за погибшего в Афгане сына Виталика. Это прямая отсылка к истории Кыштымского карлика, вдохновившей режиссера на создание фильма. В 1996 году в Челябинской области пенсионерка Тамара Просвирина, страдавшая психическими заболеваниями, обнаружила странного гуманоида, назвала Алешенькой и ухаживала за ним. Для дополнительной стилизации под документалку неизвестные слова выносятся в качестве пояснений текстовыми вставками из «Википедии».
Сами Виталики — крайне мерзкие ребята. Режиссер во всей красе показывает их внешнее уродство: перекатывающиеся глаза, булькающие звуки и черную слизь, вытекающую из разных отверстий. Поначалу зрелище неприятное. Однако в течение всего фильма отвращение и желание отвернуться трансформируется в сострадание и даже в небольшую симпатию. Монстрами в «Контактах» выступают люди, которые готовы до смерти замучить инопланетянина ради распиаренного прака. В финале ученый открывает горькую правду: субстанция не лечит от болезней, максимум ногти быстрее растут.
Это самый необычный и любопытный фильм, вышедший на экранах кинотеатров за последнее время. Он заслуживает внимания, но точно понравится не всем.
Сюжет | 7 из 10 |
Динамика | 4 из 10 |
Зрелищность | 5 из 10 |
Актеры | 7 из 10 |
Общий рейтинг | 6 |