Именно благодаря СССР последний «Бэтмен» в кино получился настолько атмосферным: вот в чем дело
В 2022 году на экраны вышел «Бэтмен» Мэтта Ривза с Робертом Паттинсоном и Зои Кравиц в главных ролях. Фильм получил положительные отзывы критиков и имел коммерческий успех и занял 7 место в списке самых кассовых лент 2022 года. И это с учетом, что в российский прокат «Бэтмен» не попал из-за санкций! К тому же, многие поклонники франшизы сошлись на мнении, что Ривзу даже удалось переплюнуть легендарного «Темного рыцаря» Кристофера Нолана, что само по себе казалось невозможной задачей.
Причин, которые привели к такому феноменальному успеху, довольно много. Конечно, ничего бы не было без потрясающей актерской игры. У Роберта Паттинсона было достаточно выразительных ролей и до Брюса Уэйна, но образ Эдварда Каллена из вампирской саги «Сумерки» закрепился так прочно, что побороть его было сложно. «Бэтмену» это удалось. Нельзя не отметить и Зои Кравиц с Колином Фаррелом, чей грим и игра изменили актера до неузнаваемости.
Не было бы успеха и без дотошности Мэтта Ривза. Актеры были в шоке от его внимания к деталям и после выхода фильма называли Ривза «самым специфичным режиссером», с которым им приходилось работать. После каждого дубля он собирал у экрана каст и показывал им нюансы, которые следовало переделать. При съемке некоторых сцен количество дублей доходило до двухсот — настолько Ривзу была важная каждая мелочь. Но, пожалуй, самая отличительная черта нового «Бэтмена» — это его визуальный стиль, которого не было бы без участия оператора-постановщика Грега Фрейзера.
Фрейзер наиболее известен по таким фильмам, как «Дюна» (обе части), «Изгой-один. Звездные войны: Истории», «Белоснежка и охотник» и другие. С Ривзом он также работал над фильмом над картиной «Впусти меня. Сага» и требования режиссера ему были отлично известны. Чтобы передать атмосферу Готэма, работать приходилось в не самых простых условиях минимальной освещенности. Даже несмотря на прорыв в современных технологиях видеосъемки, это остается тяжелой задачей для кинематографистов. Фрейзер признавался, что самым сложным в работе над фильмом было выдержать нуарную стилистику и при этом показать детали и фактуру костюма Бэтмена.
Но в «Бэтмене» на визуальный стиль отвечал не только свет, но и выбор оптики оператором. И тут не обошлось без российского, а точнее — советского следа. Фильм был преимущественно снят на современную кинокамеру Arri Alexa LF и соответствующие ей анаморфотные объективы, благодаря которым и получается привычный современному зрителю формат кадра с соотношением сторон 2.39:1. Однако в некоторых сценах, например в сцене погони Бэтмена и Пингвина, использовалась советская оптика.
Гелиос 44-2 и Юпитер-9 — популярные советские объективы, которые сейчас можно без проблем купить на Авито за 1,5-2 тысячи рублей. Многие начинающие, да и профессиональные фотографы частенько используют их как с пленочными камера вроде «Зенита», так и на современных цифровых фотоаппаратах. Так как же эти объективы оказались в кино, да еще и в голливудском?
Из-за особого строения линз эти советские объективы имеют сразу несколько отличительных черт. Пожалуй, самая популярная — закрученное боке или, простыми словами, скрученность размытого изображения по краям кадра. Кроме того, это линзы дают более-менее резкое изображение в центре к кадра, а к его краям резкость начинает сильно падать. Для современных производителей объективов такие «артефакты» являются браком и крупные компании с каждым новым релизом стремятся их минимизировать и сделать как можно более незаметными, а картинку — максимально резкой по всей площади кадра. Но именно то, что принято считать браком, и придало «Бэтмену» ту необычную атмосферу и повлияло на формирование особого стиля изображения. Он получился настолько выразительным, что известный оператор Роджер Дикинс («Побег из Шоушенка», «Сид и Нэнси», «007: Координаты «Скайфолл», «Бегущий по лезвию: 2049» и многие другие известные фильмы) возмутился тем, что Фрейзер не был выдвинут на «Оскар» за лучшую операторскую работу.
Конечно, для съемок использовались не те же самые объективы, которые можно купить с рук. Из-за особенностей камер и самого процесса кинопроизводства, в «Бэтмене» использовали так называемый рехаус. За передачу изображения отвечают внутренние стекла объективов — их форма и расстояние между ними. Внутренний элемент помещают в новый, более продвинутый корпус. Так, сохраняются все особенности оптики, но она становится более управляемой и пригодной для съемок кино.
Съемки второй части «Бэтмена» должны начаться в апреле 2025 года, а выход фильма запланирован на 2 октября 2026 года. И, скорее всего, в нем мы так же сможем оценить всю красоту старой советской оптики.