На Западе переосмыслили греческие мифы с точки зрения феминистской теории: получился сериал «Хаос»
На Netflix вышел сериал «Хаос» — современная интерпретация греческих мифов, в которой зрители встречают олимпийских богов, Прометея, Орфея, Эвридику, Ариадну, Минотавра и других знакомых персонажей. Кинообозревательница Анастасия Цой рассказывает, стоит ли смотреть сериал, перерабатывающий известные истории.
«Хаос»
- Жанр: фэнтези, драма, комедия
- Сценаристы: Чарли Ковелл, Джорджия Кристу
- Режиссеры: Джорджи Бэнкс-Дэвис, Руньяраро Мапфумо
- Актеры: Джефф Голдблюм, Джанет Мактир, Киллиан Скотт, Аврора Перрино, Набхан Ризван и другие
- Платформа: Netflix
- Кол-во серий: 8
- Оценка IMDb: 7,4
Зевс, живущий на Олимпе, — в кризисе среднего возраста. На его лбу появилась морщина, которая, по мнению громовержца, говорит о том, что он скоро потеряет власть. В то же время царство мертвых во главе с уставшим Аидом не справляется с поступающими душами, а на Земле, в современном мире, где однако живут герои древнегреческих мифов, готовятся к празднованию Олимпии — дня почитания богов.
Праздник заканчивается плохо: скульптуру Олимпийцев, которую должны были установить на Крите, троянцы-богохулы облили дерьмом. Зевс — эгоцентрик, параноик и тиран — в ярости и хочет наказать человечество, устраивая стихийные бедствия и сея ненависть между людьми.
Создатели «Хаоса» разделяют миры даже на визуальном уровне: Олимп снят в сочных, ярких цветах, мир людей — в более приглушенных и грязных оттенках, а подземное царство — в черно-белой гамме.
Дионис
Переработка древнегреческих мифов — идея не новая. Например, создательница «Рассказа служанки» Маргарет Этвуд в книге «Пенелопиада» предлагает новый взгляд на историю жены Одиссея Пенелопы, писательница Ханна Линн в книге «Дитя Афины» переосмысляет историю горгоны Медузы, а Дженнифер Сэйнт в книге «Ариадна» — историю дочери критского царя Ариадны.
Часть этих персонажей встречается и в сериале «Хаос»: так, Медуза работает в администрации подземного мира, а Ариадна, убежденная, что в детстве убила брата-близнеца, пытается разобраться в семейной истории.
В сериале Чарли Ковелл — сценаристки, до этого создавшей «Конец ***го мира», — мифы, как и в упомянутых выше книгах, переосмысляются с точки зрения современной феминистской теории. Так, одна из ключевых героинь сериала — Эвридика. Если в мифе она довольствовалась ролью возлюбленной Орфея, ради которой он прошел множество испытаний и спустился в царство мертвых, то в сериале Эвридика — самостоятельный сложный персонаж.
Эвридика
В первой серии девушка решается уйти от мужа, который душит ее своей навязчивой любовью. Однако в тот же день ее сбивает машина и она умирает. Орфей — популярный рок-музыкант со множеством фанатов — с помощью бога удовольствий Диониса, желающего впечатлить отца, отправляется к Аиду, чтобы вернуть любимую к жизни.
Но Эвридика не хочет возвращаться с ним, более того, в подземном царстве она сделала важное открытие и встретила другого мужчину, с которым чувствует себя счастливой.
Греческая мифология — благодатная почва для остросюжетного сериала, своеобразная «Игра престолов». Мы все помним, что обитатели Олимпа не отличаются благородством: они, как и люди, подвержены разнообразным порокам, но, в отличие от людей, даже не думают с ними бороться.
Гера и Зевс
Семья Зевса — практически Ланнистеры или Таргариены, плетущие бесконечные интриги. Многим из них совершенно плевать на людей, зато люди вместо того, чтобы наслаждаться собственной жизнью, пытаются угодить богам.
В сериале можно увидеть много интересных углов: не только феминистский взгляд на мифологию, но и рассуждения о вере и религиозности, свободе воле и самосбывающихся пророчествах, насилии родителей, которые борются с личными травмами, и желании детей оправдать возложенные ожидания, отношении правителей к мигрантам, выписанным в образе троянцев, и жестокости неограниченной власти в целом.
Однако множество образов и смыслов, которые авторы попытались запихнуть в восемь серий первого сезона, мешают сериалу. В итоге цельного произведения с четкой идеей не получается: половина героев оказываются брошены без какого-либо развития, а гуманистические лозунги о главенстве человечности и любви звучат слишком наивно и пафосно.
При этом «Хаос», использующий великие древние истории, из которых вышли многие современные сюжеты, не лишен юмора, обаяния и трогательности.