Lifestyle
24 января 2024, Среда, 10:11

Вышел русский сериал о современной революционной ячейке, вдохновленный Достоевским — «Клипот»: каким он получился?

youtube.com
Поделиться
Комментарии
Самый острый сериал января!

В России, как и в остальном мире, наблюдается тренд на киноадаптации: пока на Западе снимают сериал по игре Fallout и экранизируют китайскую фантастику, у нас возвращаются к бессмертной классике. Так, в конце января выйдет фильм, основанный на романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.

Однако иногда сценаристы и режиссеры не просто экранизируют известные произведения, а вдохновляются ими, чтобы рассказать новую историю. Именно так создавался мини-сериал «Клипот», вышедший 18 января на стриминговой платформе Premier.

Клипот

  • Год: 2024
  • Жанр: детектив, триллер
  • Производство: PREMIER
  • Сценарист: Дмитрий Петровский, Ольга Шведова
  • Режиссер: Сергей Арланов
  • В ролях: Евгений Романцов, Иван Мулин, Олег Гаас, Карина Александрова, Женя Евстигнеева, Полина Ауг и другие
  • Где смотреть: PREMIER

По сюжету, сотрудники правоохранительных органов задерживают нескольких молодых людей, которых подозревают в подготовке теракта: по версии следователя (Илья Любимов, «Неадекватные люди»), они собирались устроить взрыв на открытии центра современного искусства. Постепенно с помощью флешбеков зрители узнают всю историю, которая была вдохновлена не только окружающей действительностью, но и романом «Бесы» Федора Достоевского.

И если детального сходства с реальностью создатели сериала, судя по всему, хотели избежать (перед каждой серией появляется надпись о том, что «все персонажи и события вымышлены, а любые совпадения случайны»), то пересечения с «Бесами» очевидны.

У Достоевского либеральная молодежь собирается вокруг двух приятелей — загадочного Николая Ставрогина, который возвращается из-за границы, и идейного вдохновителя революционной ячейки Степана Верховенского. В «Клипоте» есть свои Ставрогин и Верховенский — Антон Раевский (Евгений Романцов, «Онлайн») и Николай Шустов (Иван Мулин, «Черная весна»). Первый приезжает домой из Стэнфорда, второй — сын оппозиционного журналиста — знакомит его с остальными и пытается вовлечь в свои планы. Все, как у Федора Михайловича.

Однако в сериале члены так называемой ячейки осовременены, среди них — в основном «золотая молодежь», а именно дочь губернатора Катя (Полина Ауг), создатель оппозиционных телеграм-каналов Герман (Сергей Ренсевич), анархист и антифашист Павел (Олег Гаас), художница-акционистка, называющая себя Черна (Женя Евстигнеева), фем-активистка Ксения (Дарья Котлерева) и тихий айтишник Володя (Данил Стеклов). В некоторых из них можно узнать других героев «Бесов» — Ивана Шатова, Алексея Кириллова и т. д.

Молодые люди собираются под странным названием «Клипот». Это слово из Каббалы означает демонические силы, которые рассеивают божественный свет и питают бытие материального мира. Похоже на бесов, правда?

Далее сюжет тоже повторяет за Достоевским, но в современных декорациях. Герои активно используют социальные сети, в том числе, чтобы бороться с властью, устраивают опасные перформансы, параллельно ратуя за демократию и ругая «рашку». Взрослые — чиновники, следователи, родители — здесь отходят на второй план, они в основном волнуются за детей, но не понимают их.

«Новую больницу им построили, школу построили, дороги отремонтировали, а они все равно недовольны», — говорит губернатор и отец одной из «революционеров». А следователь досадливо характеризует молодежь так: «У деток все есть, детки захотели изменить мир».

Мы узнаем подробности из жизни Раевского, которому в сериале уделено больше всего внимания: глава «У Тихона» из «Бесов», в которой Ставрогин признавался в своем главном грехе, здесь заменена сюжетной линией с молодой послушницей монастыря Натальей (Василина Юсковец). Пытаясь скрыться от полиции, герой попадает в церковь, где рассказывает свою страшную тайну. Небольшой спойлер: у Ставрогина и Раевского тайны разные, но обе связаны с маленькими девочками. Религиозный путь показан как единственное прибежище для людей, не желающих занимать чью-либо сторону: ни молодых бунтарей, ни зрелых представителей власти.

Зная сюжет «Бесов», можно догадаться, чем примерно закончится сериал. Молодые люди «заиграются», и несколько раз прольется кровь.

Конечно, в четыре серии невозможно поместить весь философский пласт «Бесов», но, кроме того, складывается ощущение, что сценаристам не хватило времени и чтобы по-настоящему раскрыть главных героев и их взаимоотношения.

Главный плюс сериала — его актуальность. Он, как и «Бесы», вышедшие больше 150 лет назад, подчеркивает поляризацию российского общества. И здесь ничего не поделаешь — говорят, история циклична.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0