Посмотрела идущий в России «Максин XXX»: стильный, но не пугающий хоррор — продолжение «Х» и «Пэрл» с Миа Гот
В российском прокате идет фильм ужасов «Максин XXX» от студии A24 — завершающая часть хоррор-трилогии режиссера Тая Уэста. Ее в 2022 году открыл слэшер «X», а продолжил фильм «Пэрл». Какой получилась третья картина, рассказывающая о порнозвезде, пробивающей себе путь в большое кино, читайте в рецензии кинообозревательницы Анастасии Цой.
«Максин XXX»
- Жанр: ужасы, триллер
- Сценарист: Тай Уэст
- Режиссер: Тай Уэст
- Актеры: Миа Гот, Элизабет Дебики, Мозес Самни, Мишель Монахэн и другие
- Рейтинг IMDb: 6,8
- Возраст: 18+
80-е годы, «город грехов» Лос-Анджелес, Голливуд. Порнозвезда Максин Минкс, мечтающая о настоящей славе, успешно проходит кастинг на роль в фильме ужасов «Пуританка 2». Это событие может стать поворотным в ее карьере: успех фильма, если он будет, позволит перейти от фильмов для взрослых к настоящему кинематографу.
Максин готовится к съемкам, а Америка обсуждает очередного серийного убийцу — Ночного Сталкера, как его прозвали СМИ. Маньяк убивает красивых девушек, выжигая на их телах пентаграммы. Последние жертвы приводят полицейских к Максин.
Иронично, что убийца оставляет тела на могиле голливудской актрисы Джуди Гарленд, когда-то исполнившей главную роль в картине «Звезда родилась». Он как бы издевается над Максин, чья звезда может так и не взойти.
Кроме того, Джуди Гарленд была секс-символом, как, например, актриса немого кино Теда Бара, чье имя также неспроста мелькает в кадре на голливудской «Аллее славы». Кино и секс неразрывно связаны между собой: в первых кинотеатрах показывали эротические фильмы, да и кинематограф в целом некоторые теоретики рассматривали как вуайеризм — сексуальную девиацию, при которой возникает желание подглядывать за людьми.
Как только появилось кино, с того самого поезда, показанного братьями Люмьер, сразу возникли и эротические фильмы. Поэтому маньяк, убивающий порнозвезд в Голливуде, выглядит просто ханжой.
Вообще эротика в произведениях Тая Уэста прочно связана с ужасом, как рождение — со смертью. Хорроры, как и порнофильмы, долгое время считались низким жанром, развлечением для невзыскательной публики. На улицах города, охваченных «сатанинской паникой», протестующие против выхода новой части «Пуританки» выкрикивают лозунги о том, что фильмы ужасов — это не искусство.
Однако студия A24, во многом переработавшая жанр хоррора и возродившая интерес к нему (вспомним только несколько фильмов: «Ведьму», «Оно приходит ночью», «Солнцестояние»), явно не согласна с этими утверждениями. И «Максин» — очередное тому доказательство.
Фильм маскируется под стильный эротический триллер 80-х, режиссер заигрывает с итальянским джалло. Трилогия Уэста во многом строится на ностальгической любви к кино, выливающейся в бесконечные отсылки к разным фильмам ужасов. На съемочной площадке второй части «Пуританки» Максин попадает в тот самый мотель Бейтса из «Психо» Альфреда Хичкока. Позже в кадре появится и взмах ножом из культовой сцены в душе.
Однако, если выключить этот постмодернистский слой, то фильм сразу теряет очки. Зритель может отметить восхитительную игру Миа Гот, которую уже окрестили новой «королевой ужасов», или некоторые художественные достоинства: например, умелое сочетание динамики, создаваемой параллельным монтажом или модным сейчас полиэкраном, и неспешного, вдумчивого повествования.
Но фильм оказывается практически не пугающим и не волнующим, а развязка — скорее разочаровывающей. Для современного зрителя, который намного требовательнее, чем зритель 80-х годов прошлого века, — это очень жирный минус.
Сюжет мало развивается. За Максин начинает следить частный детектив, который знает правду о ее прошлом — том самом, которому посвящена первая часть трилогии, фильм «X». Прошлое мучает героиню, но не останавливает ее в неистовом желании славы. Ради нее она готова на все: например, раздавить каблуком яйца любого, кто захочет ей помешать.
Кадр из фильма «X»
Максин становится двойником Пэрл, которую мы видели молодой в одноименном фильме и обезумевшей старухой в «X». Разве что к ней судьба более благосклонна.
Кадр из фильма «Пэрл»
«Я звезда», — отчаянно кричала Пэрл, проходя кастинг. Максин, выросшая в другую эпоху, заявляет то же самое, но уже уверенно. При этом ярость, с которой они готовы добиваться славы, — до боли одинаковая.
В конце концов Максин — не просто какая-нибудь «последняя девушка». Недаром фильм открывается цитатой Бетт Дэвис, описывающей ужасающую изнанку Голливуда: «В моей профессии пока ты не станешь монстром, ты не станешь звездой».