Сделал фильм про русских, который покорил Голливуд: режиссер «Аноры» Шон Бейкер — другие фильмы и личная жизнь

До 2024 года об американском инди-режиссере Шоне Бейкере знали только поклонники авторского кино. Постоянный участник международных фестивалей заявил о себе на весь мир после победы фильма «Анора» на Каннском кинофестивале. На 97-й церемонии награждения премии «Оскар» он побил рекорд самого Уолта Диснея и стал мировой звездой. Как известно, многие великие режиссеры начинали именно с независимого кино. Рассказываем о творческом пути триумфатора главной кинопремии мира.
Ранние годы
История Шона Бейкера как режиссера началась с маленького американского городка в штате Нью-Джерси и местной библиотеки, где по вечерам крутили черно-белые ужастики из серии The Universal Monsters. На утро после просмотра культового фильма «Франкенштейн» он заявил маме, что жаждет снимать кино. Юный Бейкер стал буквально одержим кинематографом и этой мыслью.

Закончив среднюю школу, он поступил в Нью-Йоркский университет на кафедру киноведения, где изучал историю визуального искусства. Во время учебы Шона Бейкера ждала судьбоносная встреча с однокурсником Крисом Бергоком, с которым он позже напишет в соавторстве сценарии к своим лучшим фильмам. В это же время Бейкер начал глубже погружаться в творчество американских инди-режиссеров и европейский арт. Мысли о съемках зрелищных блокбастеров сменились курсом на независимое кино.
После получения степени бакалавра Шон Бейкер отправился в свободное плавание и сразу же столкнулся с суровой реальностью. Оказалось, что Голливуд не встречает молодых кинематографистов с распростертыми объятиями и найти работу в сфере не так-то просто. Забросив свой первый полный метр, Бейкер перебивался подработками, занимался копированием DVD-дисков и вскоре устроился на телевидение, где начал трудиться над кукольным шоу Greg the Bunny.
В интервью The Creative Independent он посоветовал новичкам никогда не сдаваться и любыми способами крутиться в отрасли, даже если придется снимать свадьбы и корпоративы.
- «Я с большой теплотой вспоминаю те дни, потому что они не только помогали мне постоянно практиковаться и быть в курсе новых технологий, но и дали много полезного материала. Я всегда брался за любую работу, чтобы узнать больше о других людях. Сейчас это очень помогает мне писать. Я побывал на русской свадьбе на Брайтон-Бич, на африканской свадьбе в Джамайка-Хайтс. Я впитал в себя все это, и оно действительно нашло отражение в моих сценариях. Так что никогда не знаешь, какая награда ждет тебя в будущем», — поделился он.
Первые шаги в кино
В 2000-м году Шон Бейкер завершил работу над первым полнометражным фильмом Four Letter Words. Тогда он познакомился с Цоу Ши-Чин, которая в дальнейшем спродюсирует большую часть его фильмографии. Вместе они жили над китайским рестораном и проводили много времени, общаясь с курьерами-иммигрантами.

Возможность заглянуть в закрытое сообщество китайских нелегалов и их непростые истории вдохновили его на создание картины «Навынос», а также на формирование уникального режиссерского стиля. Бейкер впервые обратился к жанру социальной драмы и с головой погрузился в исследование слоев, находящихся на окраине общественного внимания, — мигранты, маргиналы и работники индустрии 18+.
В том же духе он снял ленту «Принц Бродвея», где на главную роль позвал простого африканского торговца, далекого от актерской профессии. В будущем это станет еще одной фишкой Бейкера. Оба фильма из «мигрантской дилогии» встретили широкий отклик на независимых фестивалях.
Режиссерский прорыв
В 2015 году Бейкер ворвался на сцену авторского кино с комедийной драмой «Мандарин» о противостоянии секс-работницы своему парню-сутенеру в декорациях грязного и маргинального Лос-Анджелеса. После выхода фильма критики высоко оценили режиссерскую работу Шона Бейкера. Бурные обсуждения вызвала техническая сторона «Мандарина»: лента была полностью снята на iPhone 5S с помощью специального объектива. Из новшеств добавились яркие цвета, динамичный монтаж и обилие острого юмора.

Кадр из фильма «Мандарин» (2015)
Следующий фильм, «Проект Флорида», показал жизнь детей из малообеспеченных семей, обитающих в дешевых мотелях недалеко от сказочного парка Walt Disney World. Картина мгновенно стала хитом и закрепила за Бейкером статус перспективного постановщика. Душевная инди-драма также принесла популярному актеру Уиллему Дефо номинацию «Лучшая мужская роль второго плана» на премии «Оскар».

Кадр из фильма «Проект Флорида» (2017)
В 2021-м Шон Бейкер вернулся к волнующей его теме с фильмом «Красная ракета». В черной комедии о забытой порнозвезде снялся повзрослевший красавчик и бывшая звезда MTV Саймон Рекс. И снова режиссер получил высокие оценки от кинокритиков и бурные овации зрителей на Каннском фестивале во Франции.

Кадр из фильма «Красная ракета» (2021)
В этот период окончательно сформировался стиль, которым можно охарактеризовать типичную работу Бейкера. Прежде всего, он фокусируется на персонажах-изгоях, которые вступают в конфликт с равнодушным внешним миром. Истории его героев довольно хаотичны, их жизни переворачиваются с ног на голову или вовсе рушатся. Бейкеру удается работать с мизерными по меркам Голливуда бюджетами и совмещать сразу несколько должностей: режиссера, сценариста, продюсера и монтажера.
Триумф «Аноры»
2 марта драмеди «Анора» о молодой стриптизерше из Бруклина, влюбившейся в наглого сына русского олигарха, забрала в общей сложности пять золотых статуэток на премии «Оскар». Одна награда досталась главной звезде фильма Майки Мэдисон, которая неожиданно для всех обошла Деми Мур и выиграла в категории «Лучшая актриса». Остальные получил сам Шон Бейкер за победу в номинациях «Лучший режиссер», «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший монтаж» и «Лучший фильм».

Кадр из фильма «Анора» (2024)
Бейкер стал первым человеком в истории «Оскара», кто получил сразу четыре персональные статуэтки за один фильм. В 1954 году знаменитый Уолт Дисней уже завоевывал четыре премии за один вечер, но в его случае все награды были присуждены за разные проекты.
На сегодняшний день «Анора» — это самый финансово успешный фильм режиссера. При скромном бюджете в 6 миллионов долларов он собрал около 40. Завершая свою благодарственную речь, Бейкер отметил светлое будущее авторского кино:
- «Я хочу поблагодарить Академию за признание по-настоящему независимого фильма. Он был создан кровью, потом и слезами невероятных художников. Да здравствует независимое кино!».