Люди со сверхспособностями накануне Второй мировой войны: смотрим российский фэнтези-сериал «Иные»
На «Кинопоиске» выходит новый фэнтези-сериал «Иные» — о людях со сверхспособностями, живущих в альтернативные 40-е годы XX века. Разбираемся, каким получился сериал, который вполне может положить начало новой фантастической вселенной.
«Иные»
- Жанр: фэнтези, приключения
- Сценарист: Елена Войтович
- Режиссер: Владимир Ракша
- В ролях: Ирина Мартыненко, Илья Маланин, Вольфганг Черни, Линда Лапиньш, Алексей Серебряков, Николай Фоменко и другие
- Где смотреть: на «Кинопоиске» с подпиской Яндекс.Плюс
- Оценка на «Кинопоиске»: 7,5
Действие сериала разворачивается в начале 40-х годов сначала в СССР, а затем в Германии. Советская Москва, показанная в сериале, с самого начала выглядит нереальной, почти сказочной: в небе завис дирижабль, а на чистых улицах, залитых летним солнцем, — люди в светлых одеждах и со светлыми лицами, кажется, даже не спешат по своим делам, а просто прогуливаются.
Идиллию нарушает главная героиня — девушка Аня, которая обладает суперсилой. Она видит, что вот-вот столкнутся автомобиль и трамвай, и своим криком — зрители его не слышат — вызывает звуковую волну. Эффект от нее такой же, как от мощного взрыва.
Спецэффекты, сопровождающие эту сцену и сдобренные слоумо, выглядят все так же немного сказочно и наивно.
Однако события сериала все меньше напоминают добрую сказку: хотя Аня предотвратила аварию, из-за ударной волны пострадали люди, и теперь девушку ищут и находят советские власти. Оказывается, чиновники знают о людях со сверхспособностями, изучают их и даже имеют особый отряд, призванный контролировать советских «супергероев».
Аня попадает в руки странного профессора и соглашается на мучительные эксперименты по исследованию своей силы. Взамен девушке обещают освободить брата, которого обвиняют во взрыве, произошедшем из-за нее.
Впрочем, мучения героини длятся недолго: вскоре ее посещает загадочный иностранец Нойманн, который сам обладает суперсилой, похожей на непростительное заклятие империус из «Гарри Поттера», — он может полностью подчинять людей своей воле. Например, чтобы вывести девушку из СССР в Германию Нойманн заставляет пограничников убить себя.
Аня оказывается в Германии, в готическом особняке для «иных», которых Нойманн собирает по всей Европе. Он называет своих подопечных «маленькой армией», но в то же время, в отличие от советских НКВДшников, не держит никого насильно. Аня же нужна ему как самое сильное оружие, способное обеспечить победу в любой войне.
Сюжет выглядит довольно увлекательно, но кажется, что авторы уделили меньше внимания другим важным вещам. Так, главная героиня — Аня — кажется довольно невзрачной. Зритель мало о ней знает и не может полноценно сопереживать. Немного исправляют ситуацию сцены из детства героини: в родной Карелии Аня, впервые проявив свою силу, переживает смерть и воскрешение, подобно шаману. Однако в настоящем Аню никак не получается охарактеризовать: она ничем, кроме суперсилы, не выделяется и, к сожалению, мало чем привлекает.
Нойманн пока тоже не может похвастаться интересной историей: он кажется слишком типичным — загадочным, опасным, но в то же время внимательным к героине, с которой, судя по всему, его ожидает любовная линия.
Его немецкая спутница Катарина моментально приковывает к себе внимание, но, кажется, это заслуга актрисы Линды Лапиньш, которая прекрасно передает эмоции без лишних слов. При этом играть ей особо нечего: истории у ее героини нет, а реплики кажутся слишком обезличенными.
Параллельно развивается еще одна линия — следователя Лихолетова, который пытается доказать существование людей со сверхспособностями. Молодой человек, даже от фамилии которого веет русскими-народными сказками, напоминает то ли Ивана-дурака (зовут его, кстати, тоже Иван), то ли одного из героев братьев Стругацких.
Он кажется единственным живым персонажем, хоть и тоже довольно типичным: бывший военный, увидевший нечто сверхъестественное и после этого жаждущий получить ответы на вопросы и добиться справедливости.
Складывается ощущение, что создатели сериала больше озаботились сеттингом, чем историей, которую они хотят рассказать. Декорации, костюмы, отчасти напоминающие стимпанк, — все это как будто продумывали тщательнее, чем персонажей. Поэтому герои превращаются в такие же декорации.
Посмотрим, что будет дальше, — вероятно, «Кинопоиск» расширит вселенную, введя новых героев с новыми суперспособностями. Однако хочется, чтобы популярная идея о супергероях была не самоцелью, а способом рассказать о чем-то еще: неважно — о современной политике и культуре, как в «Пацанах», о деструктивных семьях, как в «Академии Амбрелла», или о чем-то еще.