Посмотрела «Виды доброты» с Эммой Стоун: сюрреализм Лантимоса вновь поражает сознание
Обозреватель Sport24 Алина Матинян посмотрела новую картину знаменитого режиссера Йоргоса Лантимоса («Бедные-несчастные», «Фаворитка», «Клык») и рассказывает, почему она достойна внимания. 27 августа состоялась цифровая премьера фильма «Виды доброты» все с той же Эммой Стоун, собравшей много наград за «Бедных-несчастных», в главной роли. Картина впервые была представлена в этом году на Каннском кинофестивале, но награду тогда забрал лишь Джесси Племонс за лучшую мужскую роль.
«Виды доброты» (фильм, 2024)
- Жанр: антология
- Режиссер: Йоргос Лантимос
- Сценарист: Йоргос Лантимос, Эфтимис Филиппоу
- Оператор: Робби Райан
- Производство: Searchlight Pictures
- В ролях: Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Маргарет Куэлли, Джесси Племонс, Хантер Шафер, Хонг Чау, Джо Элвин, Мамуду Ати и другие
- Рейтинг: 18+
«Виды доброты» парадоксальны абсолютно во всем. С одной стороны, Лантимос пошел на очередной дерзкий эксперимент, совместив в одной ленте три практически не связанных с друг другом новеллы. Получилась антология в духе «Черного зеркала», но сделать что-то подобное в формате полнометражного фильма — смелый и в каком-то смысле даже новаторский шаг. С другой стороны, Йоргос вернулся к истокам, из-за чего этот фильм более «лантимовский» нежели «Фаворитка» и «Бедные-несчастные», номинированные на «Оскар». Секрет кроется в возвращении Эфтимиса Филиппоу, который выступал соавтором в более ранних фильмах Лантимоса: «Клыке», «Альпах», «Лобстере».
Парадокс кроется и в названии фильма. В первой новелле строгий босс (Уиллем Дефо) полностью контролирует жизнь своего подчиненного (Джесси Племонс): выдает ему расписанный до мельчайших подробностей распорядок дня, заставляет набирать вес, читать перед сном «Анну Каренину» и даже указывает, когда тот должен или не должен спать со своей женой Сарой (Хонг Чау). Когда начальник просит Роберта устроить ДТП тот отказывается и впадает в немилость, а затем мучается, оказавшись один на один с выборами, которые приходится делать каждый день.
Герой второй новеллы — полицейский Дэниел (Джесси Племонс), чья супруга Лиз (Эмма Стоун) считалась без вести пропавшей, но спустя время вернулась домой. Дэниел подозревает, что Лиз — вовсе не его жена, ведь теперь она обожает шоколад, который раньше ненавидела, не помнит его любимой песни и не может влезть в свои старые туфли. Наконец, герои третьей новеллы — Эмили (Эмма Стоун) и Эндрю (Джесси Племонс) — состоят в культе и ищут таинственную девушку, способную воскрешать мертвых.
Кажется, что истории абсолютно ничем не связаны между собой. И только таинственный R.M.F. кочует из одной в другую, становясь причиной и катализатором всех событий. Именно его герой Дефо поручает Роберту убить в ДТП, он привозит на вертолете пропавшую Лиз, а на протяжении всей третьей новеллы именно его пытаются вернуть к жизни. Лантимос утверждает, что инициалы героя ничего не значат, но актер — его тезка Йоргос Стефанакос — подозрительно похож на самого режиссера.
В «Видах доброты» Йоргос делает то, что любит и умеет больше всего, — гиперболизирует, утрирует и выкручивает все ползунки на максимум, добиваясь такой сюрреалистичности происходящего, что даже самые драматичные сцены становятся по-черному комичными. На первый взгляд, уж чем-чем, а добротой в фильме и близко не пахнет: все герои погрязли в грехе и пороке и делают откровенную дичь аккурат по законам лантимовских фильмов. Но к финальным титрам приходит понимание, что, кажется, весь этот ужас герои творят как раз-таки из благих намерений. И когда кажется, что на экране было показано уже все, «Виды доброты» выдают очередной ломающий сознание твист и оторваться от них становится невозможно. Недаром Лантимос отказался раскрывать любые детали, касающиеся сюжета, вплоть до самой премьеры — даже по трейлерам едва ли что-то можно было понять.
Воспевать гений греческого режиссера можно вечность, но в «Видах доброты» нельзя не отметить еще несколько важных аспектом. Актерская игра буквально поражает воображение. То, как исполнители главный ролей меняются местами и характерами прямо по ходу повествования, мягко говоря, восхищает. В формате антологии особенно ощущается все многообразие талантов Стоун и Племонса.
Отдельных восторгов заслуживает и операторская работа. Тандем Лантимоса с Робби Райаном осмелюсь назвать одним из ярчайших за последние годы. Ранним фильмам Йоргоса как будто не хватало изобразительной смелости, а совместная работа с Райаном восполняет ее сполна. В «Видах доброты» нет того оптического безумия, которое было в «Бедных-несчастных», но это не мешает оператору добиваться сумасшедшего искажения пространства и выстраивать композицию кадра так, что она становится полноправным членом повествования.
О «Видах доброты» хочется сказать многое и этого многого все равно будет казаться недостаточно. Их, как и другие фильмы Лантимоса, необязательно понимать, куда важнее — прочувствовать. В особенности — то послевкусие, которое остается после просмотра.
В России посмотреть «Виды доброты» можно лишь неофициально — в нескольких кинотеатрах или на Рутубе.
Сюжет | 10из 10 |
Зрелищность | 10из 10 |
Актеры | 10из 10 |
Динамика | 10из 10 |