Из гимнастки Крамаренко делают вторую Кабаеву. Она может обойти сестер Авериных уже в этом сезоне
Когда в Пекине завершалась Олимпиада, в Москве подходил к концу первый в сезоне этап Гран-при, на котором, помимо Дины и Арины Авериных, выступила и Лала Крамаренко. Sport24 рассказывает, какие сильные и слабые стороны у новых программ спортсменки, которую многие сейчас считают претенденткой на золото Олимпиады-2024.
Лала заявила о себе еще на юниорском уровне, когда стала трехкратной чемпионкой мира и Европы. Она выигрывала у соперниц с большим отрывом и удивляла сложностью элементов, многооборотными вращениями в сложной форме и амплитудными прыжками. Уже тогда ее называли новой олимпийской надеждой. По взрослым Лала дважды выиграла серебро в многоборье чемпионата России, опередив Дину Аверину, но на игры в Токио и чемпионат мира она так и не попала.
Если в прошлом олимпийском цикле акцент в правилах был сделан на работу c предметом, то теперь набрать дополнительную сложность можно за счет трудности тела. Из девяти возможных элементов тела три могут быть комбинированными (равновесие + равновесие, прыжок + поворот и т.д) — они дороже, что позволяет гимнасткам получать большую оценку. В свете этого на Лалу смотрели как на будущего лидера, однако ее программы пока далеки от шедевров.
С Крамаренко уже несколько лет работает непосредственно Ирина Александровна Винер-Усманова, она же принимает активное участие в постановке программ. Композиции, составленные лично главным тренером сборной, всегда выделяются обилием мелкой хореографии и характерными движениями рук или на месте под броском — эти детали помогают заполнить пустоту в упражнении, но не делают их более эстетичными и цельными. К тому же последние 5 сезонов Лала (за редким исключением) выступала под динамичную или этническую музыку, что также наложило отпечаток на ее стиль.
Как итог — с «Щелкунчиком» в обруче Лала пока не справляется. Она суетится, пытаясь догнать нарастающий темп, выразить музыку и попасть в акцент на риске или элементе. Также гимнастка исполняет прыжок, который называют «кабаевским» — кольцо с двумя ногами и выходом на колени. Он смотрится эффектно, но в замедлении особенно видно, что приземление происходит на одно колено, а не на два, сама Лала перегибается на одну сторону — это неправильно и травмоопасно. При этом его стоимость — всего 0,4 балла, может случиться и так, что он практически обнулится: по правилам перегибы запрещены, они наказываются сбавкой — 0,3 балла.
Если музыка из балета у Лалы уже была, то лирическая «Ne me quitte pas» под мяч для нее в новинку. Здесь можно заметить то же самое: пока что такого плана композиция — лишь фон для поворотов и рисков. Если заменить одну мелодию на другую, то упражнение нисколько не проиграет. Однако это недостаток не гимнастки, а именно постановки.
Пластика позволяет Лале выражать лирику, это было заметно еще в детстве. Из грубых технических ошибок бросается в глаза, что спортсменка держит мяч не на раскрытой ладони (из действующих гимнасток почти эталонное владение предметом — у Марии Победушкиной), а прижимает его к предплечью. За это полагается сбавка — 0,1 за исполнение каждого элемента.
Упражнение с булавами можно назвать не иначе как трибьютом Алине Кабаевой. Под песню Таркана олимпийская чемпионка делала показательный еще в 2000 году. Лала подступалась к ней дважды — сначала в 2018-м под скакалку, но быстро от нее отказалась, потом весь 2021 год выступала под нее на гала. Казалось бы, в чем проблема — спортсменка действительно справляется с музыкой и выражает ее характер. Однако все это мы уже видели. Лале всего 17, а ее программы уже пошли по второму кругу.
Второй сезон у одной из самых талантливых гимнасток России зажигательная этническая музыка. Ранее Лала два сезона выступала под цыганскую музыку (мяч-2018, мяч-2021), в 2020 году у Лалы также была латина под мяч. Из нее пытаются сделать вторую Кабаеву, в то время как перед нами самобытная спортсменка, которая при грамотной постановке справилась бы буквально с любой музыкой.
Лента под испанский вариант песни «Sway» — пожалуй, лучшее упражнение Лалы. Именно с этим предметом гимнастки традиционно делают акцент на элементы тела, исполняя сразу несколько прыжков в шпагат в повороте прогнувшись (каждый стоит 0,6 балла, у Лалы таких три), и всевозможные повороты — у Лалы их сразу пять. Пока что гимнастка справляется не со всеми элементами мастерства, но, если сделать скидку на первый старт сезона, именно за счет этого упражнения она сможет сокращать возможный отрыв от сестер Авериных.
На сегодняшний день по уровню элементов тела в мире с Лалой Крамаренко могут конкурировать разве что итальянка София Раффаэлли и белоруска Алина Горносько. Сестры Аверины с учетом травм исполняют элементы с помарками (на Гран-при в Москве с корсетом на спине выступала уже и Арина) и набирают оценку рисками — они теперь тоже оцениваются в графе «трудность тела». Но если Лала заметно спрогрессировала в исполнении рисков и теперь более четко выполняет критерий «ловля во вращательном движении без зрительного контроля», то у близняшек видны огрехи в работе с предметом.
Например, в обруче нужно демонстрировать перекат предмета по двум частям тела, а у сестер он находится в воздухе. Или же сначала происходит ловля, а уже потом вращательное движение (в зависимости от конкретного случая такой риск считается со сбавкой или не считается вовсе).
Конечно, следует учитывать домашнее судейство на московском этапе, но заметно, что Лала настроена в новом сезоне бороться за самые высокие места. Более того, пока что она выглядит убедительней лидеров сборной. Все решат следующие старты — и сестры Аверины, и Лала Крамаренко заявлены на этап Кубка мира в Палеон-Фалирон, который пройдет 18–20 марта.
Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.