«Они используют Монро как проститутку». За что уничтожают фильм про великую блондинку
«Блондинка» Эндрю Доминика — далеко не первый фильм про Мэрилин Монро, но точно самый провокационный — еще до выхода первого трейлера поползли слухи о зашкаливающем количестве откровенных сцен и неприлично большом акценте на эксплуатации сексуального образа актрисы.
Чего-то шокирующего по части сцен в итоговой версии замечено не было — то ли пресса раздула зря, то ли Доминик порезал, то ли это такой сознательный маркетинг, но даже в самой откровенной сцене фильма с тройничком умолчания и домысливания намного больше, чем собственно демонстрации.
А вот за сексуализацию Нормы Джин (если кто не помнит — это настоящее имя Мэрилин) «Блондинка» получила по полной.
Сложилась уникальная ситуация: фильм удостоился 14-минутной (!) овации на Венецианском кинофестивале, где состоялась его премьера, и получил несколько номинаций на престижные награды — в основном это заслуга Аны де Армас, сыгравшей главную роль. При этом «Блондинка» имеет уничтожающий рейтинг — 5,5 на IMDB (зрители «Кинопоиска» немногим лояльнее — 6,2) и всего лишь 42% на Rotten Tomatoes.
Саммари рецензий на «томатах» тоже довольно противоречивое: «Блондинку» трудно смотреть, поскольку она колеблется между комментариями об эксплуатации и участием в ней, хотя блестящая игра Аны де Армас не позволяет отвести взгляд от фильма ни на минуту».
А вот сами зрители намного более радикальнее. «Если кто-то хочет снять извращенный фильм — он волен это сделать. Но неправильно использовать для этого знаковую фигуру. Автор книги и режиссер/сценарист фильма могли бы создать вымышленный персонаж, похожий на Монро, но предпочли этого не делать. Почему? Потому что знали, что если будут эксплуатировать любимый многими образ Монро, то получат гораздо больше внимания. Это сродни тому, чтобы сделать образ несчастной женщины своей проституткой», — так написано в одной из самых заплюсованных пользовательских рецензий на IMDB.
Режиссер картины на смешанную реакцию публики и присвоение рейтинга 18+ для проката в США ответил колко: «Это требовательный фильм. Если он не нравится публике, это проблема гребаной публики. Он не баллотируется на государственную должность».
Претензии критиков топовых американских медиа и зрителей можно свести к нескольким пунктам:
— подчеркнутая сексуализация Монро, которую в «Блондинке» практически лишают субъектности, низводя до роли «мяса»;
— отход от канона показа биографии — вместо истории Нормы Джин мы почти 3 часа видим просто набор тенденциозно подобранных рандомных эпизодов из ее жизни;
— фактологические несоответствия с реальной жизнью Монро — местами расхождения действительно довольно серьезны;
— не прямо проговариваемое, но проходящее нитью через весь фильм негативное отношение к абортам и другие претензии помельче, по большей части связанные с повесточкой.
Все эти пункты можно было бы счесть справедливыми уколами в адрес байопика, но есть проблема: «Блондинка» — это вовсе и не байопик. Фильм изначально снят по роману американской писательницы Джойс Кэрол Оутс, вышедшему в 2000-м — кстати, его, несмотря на выход в финал Пулитцеровской премии, тоже критиковали за неуместную объективацию Монро.
Поэтому «Блондинку» изначально следует рассматривать как художественное и субъективное высказывание на тему, а если уж очень хочется увидеть документальное свидетельство, то точно не истории Мэрилин, а скорее эпохи вокруг нее. Эндрю Доминик очевидно делал фильм даже не столько про саму Норму Джин, сколько про ее образ. Трагический образ актрисы, которая легко цитирует Достоевского и мечтает сыграть Наташу из чеховских «Трех сестер». Всю жизнь страдает от нехватки отца: читает письма от его имени (в конце мы узнаем, кто их пишет на самом деле), называет всех своих мужчин «папочкой», и это никого не смущает — ведь на дворе 50-е и мир «папочек»-кинопродюсеров. Но для всех Норма Джин остается Мэрилин — не более чем сексуальной блондинкой и предметом эротического вожделения.
Фильм нарочно начинается с самого заштампованного момента в ее карьере — поднимающегося белого платья над вентиляционной решеткой из «Зуда седьмого года». Жизнь как штамп. Вернее безуспешная попытка от него если не убежать, то хоть как-то отмежеваться вне киноплощадки. Про сцену с платьем великолепно написал Станислав Зельневский:
«Режиссеру наверняка будут пенять, что он сам вовсю объективирует героиню, но за этим стоит мысль, а не эксплуатация: длинные кадры со вздымающейся над вентиляцией юбкой с какого-то момента перестают быть волнующим стриптизом. Эти трусы обвиняют».
Точнее и не скажешь.
Образ Мэрилин Монро — это, конечно, продукт своего времени, продукт для мужчин: как масс, так и тех, которые и сделали ту самую Америку 50-х. Одни тайно желали, смотря на экран, другие же, как в фильме, вместо проб на новую роль просто входили сзади. Собственно, практически все мужчины в «Блондинке» — начиная от мифического отца и заканчивая вполне реальными двумя мужьями — это всего лишь образы либо тех, кого мы видели в фильмах «золотой эпохи», либо тех, кто эти фильмы делал. В этом плане «Блондинка» временами перекликается с «Манком» Финчера — не только ч/б стилистикой, но и попыткой отрефлексировать жестокую изнанку того блистательного Голливуда.
Переходящий в идею фикс поиск отца — основа сюжета, начиная с детских травм, нанесенных психически больной матерью (та пытается утопить дочь, возлагая на нее вину за разрушенные отношения с отцом Нормы) и заканчивая неосознанной попыткой подмены недостающей фигуры в лице каждого своего бойфренда. Образ Мэрилин рождается и отсюда тоже — от желания нравиться. Норма Джин мечтает о семье, Монро делает аборт ради роли в «Джентльмены предпочитают блондинок». Два этих мира невозможно примирить в одной голове, а потому даже во время премьеры Норма на время берет верх над Мэрилин и с ужасом говорит сама себе: «И ради этого я убила своего ребенка».
Но далее именно Мэрилин берет свое. Доминик мастерски играет с пропорцией кадра и цветом — сцены с Нормой сняты в ч/б, а с Мэрилин в цвете, и поначалу это разделение весьма контрастирует, но ближе к середине фильма грань начинает стираться, чтобы к концу окончательно осталась одна Монро. К слову, операторская работа (Чейз Ирвин) — просто выдающаяся. Местами поиск интересных кадров, может, можно счесть самоцелью и упражнениями с камерой, но в 99% процентах фильма постоянная смена формата картинки идеально работает на погружение в историю. А постельная сцена Нормы Джин с сыновьями Чаплина и сценариста Эндрю Робинсона — возможно, самый красивый и эстетичный показ секса в истории кино.
Еще один, а вернее главный, выдающийся перфоманс в «Блондинке» — у Аны де Армас, которая сыграла лучшую роль в карьере. Смешно, что при объявлении каста многие в США критиковали выбор кубинки — дескать, ее этническое происхождение не соответствует образу Монро. В итоге де Армас идеально сыграла обе роли: Нормы и Мэрилин — причем речь не про портретное сходство, хотя сцены из сразу нескольких культовых фильмов воссозданы так, что при беглом взгляде не заметишь подмены. Ана все три часа идеально балансировала болезненную уязвимость первой с сексуальной обольстительностью в каждом движении второй. На фоне де Армас даже как всегда прекрасный Эдриан Броуди — скорее просто утонченная декорация.
«Блондинка» — это не фотографическое сходство и даже не портрет по памяти, а талантливая попытка понять (и не унизить, а наоборот очеловечить) главный секс-символ эпохи. За большим количеством обнаженной Монро — создателей «Блондинки» за это тоже нещадно хейтили — многие зрители не заметили главного: практически во всех таких эпизодах Норма Джин по сюжету максимально уязвима и травмирована. Сам по себе, такой взгляд не то, чтобы откровение, но именно столь беззащитной и оголенной прежде всего эмоционально, а не физически, мы, пожалуй, не видели ее на экране никогда.
Эта попытка «понять Монро», возможно, далеко не во всем правдива и не ответит на все вопросы. История Мэрилин — это действительно не только экзистенциальный поиск отца или его замены, бесконечная объективизация, череда абортов и сексуальных опытов, где cамая желанная блондинка мира выступала в роли почти неодушевленного предмета, а также постепенный уход в пике на фоне приема таблеток. Но трагический образ Нормы Джин, которая так хотела быть Мэрилин Монро и одновременно ненавидела ее — он и в этом тоже.
В конце концов, от счастливой жизни не кончают с собой в 36.
Рейтинг Sport24: 7,7/10.