Как Фелипе Масса был чемпионом Формулы-1 почти 39 секунд
26 ноября Фелипе Масса выедет на трассу Формулы-1 в последний раз в карьере. Гран-при Абу-Даби станет для бразильца завершающим в «Королевских гонках». Но по-настоящему Фелипе попрощался с Ф-1 уже на прошлых выходных, когда достойно провёл свой последний Гран-при Бразилии.
Там же, на легендарной трассе «Интерлагос», случилась главная трагедия в его карьере. Один из самых талантливых пилотов поколения так и остался без чемпионского титула.
Масса дебютировал в Формуле-1 в 20 лет в составе «Заубера». В первой гонке не добрался до финиша, зато уже во второй стал шестым. Подняться выше за три года в «Заубере» ему удалось четыре раза, но этого хватило, чтобы перейти в «Феррари». И не просто перейти, а стать там наследником Михаэля Шумахера. Но на второй год Массы в «Скудерии» появился ещё один наследник — Кими Райкконен. И сходу стал чемпионом. Что было делать Массе? Брать следующий титул!
В 2008 году сразу два пилота мечтали отомстить Райкконену: Фелипе за поражение в первый совместный сезон, а Льюис Хэмилтон за поражение в чемпионской гонке. Месть удалась обоим, и титул им предстояло разыграть друг с другом. Весь сезон пилоты обменивались успешными гонками, но к заключительному Гран-при в Бразилии Хэмилтон подошёл с отрывом в семь очков. По тем временам весьма солидным — за победу давали 10 баллов.
В квалификации Фелипе и Льюис выбрали разные тактики: бразилец взял поул, а британец залил больше топлива и стал четвёртым. Любое место выше шестого гарантировало Хэмилтону титул. Гонка была отложена на 10 минут из-за ливня, но уже к концу второго круга трасса подсохла и пилоты поехали менять резину.
Решающая гонка сезона решила держать интригу на максимуме: карты пилотам смешала машина безопасности, а на последних кругах снова пошёл дождь. Именно с ним выросли шансы Массы на титул. Державшийся четвёртым Хэмилтон поехал на пит-стоп и пропустил вперёд Глока, так как немец предпочёл остаться на «сухой» резине. А затем Льюис ошибся на мокром асфальте и оказался позади Феттеля. На шестом, не чемпионском, месте.
Масса уверенно приехал на финиш первым. И в «Феррари», видя проблемы Хэмилтона, принялись отмечать чемпионство. Только начавший свою карьеру Феттель на «Торо Россо» ни в какую не пропускал вперёд Льюиса, лишая «Макларен» титула. Но в последних поворотах последнего круга эта пара догнала Глока. «Тойота» на сухой резине не имела никакого сцепления с мокрым асфальтом, и Феттель с Хэмилтоном спокойно объехали Тимо. Льюис финишировал пятым и на одно очко опередил Массу в чемпионате. Чемпионство Фелипе длилось 38 целых и 901 тысячную долю секунды.
«Мы должны поздравить Льюиса. Он набрал больше очков и заслужил победу. Я умею проигрывать и умею побеждать. Это ещё один день моей карьеры, из которого я извлеку уроки», — сказал Масса после финиша. Какие бы уроки бразилец не извлёк в тот дождливый день, за чемпионский титул биться ему больше не довелось.
В 2009-м в голову Фелипе прилетел кусок подвески, отвалившийся от «Брауна» Рубенса Баррикелло. С травмой головы Масса пропустил остаток сезона, а вернулся уже безусловным вторым номером позади Фернандо Алонсо. Дальше были несколько лет, как выразился сам Масса, «в роли слуги». Потом переход в «Уильямс», безоговорочные поражения от Боттаса, статус няньки Лэнса Стролла...
Масса пришёл в Формулу-1 в талантливом поколении Кими Райкконена, Фернандо Алонсо, Дженсона Баттона... И единственный из них так и не был чемпионом. Кроме тех почти 39 секунд 2008 года на дождливом и родном «Интерлагосе».