Русский пилот Шварцман стал чемпионом Формулы-3. Он может попасть в «Феррари» и затмить Квята
Кто такой Роберт Шварцман?
Если коротко: главная российская надежда в автоспорте прямо сейчас. Сын владельца крупной сети цветочных магазинов пришел в картинг уже в пять лет — начал заниматься в Италии и почти сразу стал выигрывать гонки и соревнования. Роберт выиграл крупный турнир WSK Final Cup в 2013 году и взял третье место на чемпионате мира CIK-FIA.
Бизнес отца помог оплатить расходы на старте карьеры — год в картинге обходился Шварцману в 150-200 тыс. евро. А когда с переходом в формульные гонки расходы дошли до миллионов, Роберт попал в SMP Racing — гоночную программу миллиардера Бориса Ротенберга, что ощутимо помогло карьере гонщика.
На первом же этапе итальянской Формулы-4 Шварцман доехал до пятого места, а в дебютный полный сезон одержал две победы и стал третьим в чемпионате. После этого успеха 16-летний Роберт отправился в юниорские серии «Рено», где за два года выиграл восемь гонок.
Осенью 2017 года Шварцман провел тесты машины Формулы-3 с командой Prema, после чего получил сразу место в команде на будущий год и контракт с молодежной академией Ferrari. Первый шаг к Формуле-1 был сделан.
Чего он добился сейчас?
На этих выходных Роберт стал чемпионом Формулы-3 — одной из главных серий на пути в Ф-1. На этапе в Сочи Шварцман за одну гонку до финиша обеспечил себе чемпионский титул.
Формально он пришел к чемпионству на второй год в серии, но фактически — это дебютный сезон. В прошлом году Роберт выиграл две гонки европейской Ф-3 и стал третьим в чемпионате. Но затем ФИА провела реорганизацию серий, и сейчас Формулой-3 называется серия, ранее известная как GP3. То есть в этом году Шварцман взял титул на совершенно новой для себя машине. Но, по словам самого Роберта, она ему подходит лучше прошлогодней.
В этом сезоне Шварцман одержал три победы — столько же у Маркуса Армстронга, у Джехана Дарувалы на одну меньше. Но россиянин был намного стабильнее конкурентов — на 15 гонок пришелся лишь один сход и ни одного финиша вне очковой зоны (первая восьмерка).
Что дальше?
Для чемпиона Ф-3 есть лишь один очевидный шаг — Формула-2. И там Шварцман наверняка продолжит выступать за Prema, где станет напарником Мика Шумахера — сына легендарного Михаэля.
Пилоты уже пересекались в одной команде год назад в Ф-3. Роберт был дебютантом и взял бронзу в чемпионате, Мик проводил второй год в серии и завоевал титул. Примерно того же стоит ждать и в 2020-м: Шумахера поведут к титулу, а Шварцмана будут прикатывать в дебютный год. Изменения, конечно, возможны. Шарль Леклер, например, стал чемпионом Ф-2 в дебютный год. Но обойти Шумахера Шварцману позволят, только если немец сам будет плох.
А когда Формула-1?
Система Prema и академии «Феррари» имеет довольно четкую лестницу, проводя пилотов из Ф-3 в Ф-2, а затем в дочернюю команду «Альфа Ромео» в Формуле-1. А уже оттуда можно метить в саму «Феррари». Именно такой путь прошел победитель двух Гран-при этого сезона Шарль Леклер. В обеих младших сериях он брал титулы с первого раза, а в «Альфе Ромео» сразу же стал лидером, и уже через год вновь пошел на повышение.
Сейчас за «Альфу» гоняет Антонио Джовинацци, также прошедший путь в Prema, хотя и без титулов. Следующим на повышение, очевидно, пойдет Шумахер-младший. Его дебюта в Ф-1 ждут в 2021 году. Пока Мик не слишком впечатляет в Ф-2, но он проводит там первый сезон и уже одержал дебютную победу. Скорее всего, его оставят в серии еще на год, чтобы приход в Ф-1 совпал с глобальным изменением машин, намеченным на 2021-й.
Именно в 2021-м в системе «Феррари» должно произойти глобальное обновление состава. Во-первых, В конце 2020-го истекает контракт Себастьяна Феттеля. Во-вторых, к тому времени наверняка покинет «Альфу Ромео» 40-летний Кими Райкконен. В-третьих, Антонио Джовинацци, скорее всего, дадут второй шанс в следующем году, но на третий рассчитывать не приходится: если итальянец вновь проиграет Райкконену, с ним расстанутся.
Таким образом, место в Ф-1 может появиться не только для Шумахера, но и для Шварцмана. Если он успешно откатает в Ф-2 в 2020-м. В противном случае Роберту придется ждать как минимум год или искать шанса в другой команде.
А он вообще хорош?
Скажем так: достаточно. Достаточно для успехов в картинге и младших сериях, но все это не гарантия. На юношеском уровне большую роль играют зрелость и поддержка команды. Роберт старше двух из трех своих главных преследователей в Ф-3, а Prema умеет качественно вести своих пилотов. К тому же на Шварцмана работает и SMP Racing, которая ранее помогла добиться успеха Сергею Сироткину.
Через год Шварцман должен попасть в гораздо более конкурентную среду Формулы-2, где множество более опытных пилотов насмерть бьются, чтобы добиться повышения. Если и на их фоне Шварцман будет так же хорош, как сейчас, это станет весомой заявкой на Ф-1. Но если адаптация затянется, шансы начнут уходить. Успех на второй год еще допустим. Успех на третий — не имеет значения.
Однако Шварцман стал первым российским чемпионом бывшей GP3 со времен Даниила Квята. А из всего девяти чемпионов серии в Ф-1 пробилось шестеро. Так что скрестим пальцы и подождем первого российского пилота «Феррари». Например, году в 2023-м.