Тактическая эволюция zai
Zai — один из самых талантливых игроков современности. Лучшие капитаны мира мечтают заполучить его в свои команды, иногда годами ожидая его ответа. Однако признавая его превосходные навыки в микро, многие упускают из виду один из ключевых факторов, который делает Людвига настолько крутым: он чудовищно вариативный и гибкий игрок, который способен не просто закрыть сразу несколько позиций, но и отыграть несколько различных ролей внутри них.
2014 — 2015. Начало карьеры в EG
Ранний Зай был самой жадной четверкой на про-сцене. Hot Bid в интервью на TI4 спросил у него, действительно ли позиция суппорта является самой сложной в игре, на что Людвиг ответил: «Только не мой тип суппорта. Я просто фармлю, я даже варды не покупаю. Стратегической частью работы занимается Питер, а я просто бью крипов».
В 2014 году Зай в EG отыгрывал третью с половиной позицию и нередко оказывался в приоритете по фарму перед Юниверсом. Наглядный пример жадности раннего Зая — его игра на TI4. Вот так выглядит статистика всех четверок того турнира.
Лидерство Нотейла по GPM и добитым крипам в этом случае — не более чем статистическое недоразумение. К середине группового этапа Fnatic серьезно подпортили себе шансы на выход в плей-офф и решили внести кардинальные перемены в свою игру. А именно: посадить Нотейла на керри. Йохан, номинальная четверка, треть игр на том турнире отыграл на первой позиции. Как отыгрывал, спросите вы? Ну, как-то так.
В отличие от Нотейла, статистика Зая полностью набита на роли суппорта, и выглядит она очень внушительно. Но абсолютные цифры, какими бы убедительными они не были, не дают полноты картины. Например, средний крипстат Ланэма тоже переваливает за сотню, но игра EG была в гораздо большей степени заточена под Зая, нежели Team DK — под того самого ветерана с огромным, кхм, опытом. Если сравнить процент фарма, который в каждой команде приходился на игрока четвертой позиции (за исключением Fnatic и Нотейла), выяснится, что Зай значительно опережает практически всех коллег по амплуа.
Ближе всех к нему был DD из LGD, что неудивительно. По стилю игры тогдашние LGD были очень похожи на EG: китайцы тоже играли через жадную четверку, очень жадную первую позицию и тройку-плеймейкера, а в приоритете у обеих команд был выход в лейт. Разница между LGD и EG была лишь в том, что у американцев все роли были четко прописаны, а у китайцев Rabbit в одной игре мог играть на третьей позицией и оставлять фарм своей четверке, в другой — отыгрывать мидера первой позиции.
Наряду с Arteezy, zai был одним из ключевых игроков EG. В интервью все тому же Hot Bid Артур рассказывал: «BurNing как-то сказал мне, что после MLG (Columbus 2013) китайцы считали меня самым опасным игроком на Западе. Но теперь они больше всего боятся Зая». Некоторые стратегии «злых гениев» были практически полностью завязаны на шведе. Вспомните первую карту против Team DK в верхней сетке TI4.
Стратегия EG подразумевала, что:
- Arteezy, Mason и Universe с не проиграют линии 3-в-5;
- zai и ppd со старта уйдут в лес и смогут быстро забрать Рошана;
- Ursa сможет реализовать быстрый Аегис, и превратится в третьего (на самом деле, второго) кора.
План сработал — zai и ppd забрали Рошана на третьей минуте и до предела сузили для Team DK пространство для маневров, заставив китайцев всю игру сплитпушить. Если бы не гениальная игра Mushi, серия закончилась бы гораздо быстрее.
Огромное влияние на формирование стиля раннего Зая оказал ppd. И хотя сама по себе идея фармящей четверки не была изобретением Питера Дагера, ее реализация в EG полностью основана на видении игры ppd. После первого ухода Зая из EG Питер закрыл его позицию близким по стилю игроком — Aui_2000 (бывшим керри), и дал ему едва ли не большую свободу, чем была у шведа. На TI5 Aui_2000 был второй четверкой турнира по среднему GPM и крипстату (по крипстату, на самом деле, первым. Тут вновь вмешалась статистическая погрешность — в одной из игр NaVi на все пошло не по плану, и SoNNeikO пришлось превращать Naga Siren из «четверки» в керри, попутно добив под тысячу крипов, что на дистанции в 15 игр серьезно повлияло на его статистику и вывело его на первое место среди четверок-фармил). При этом у канадца было преимущество, которого не было у шведа — в миде у него был активный Suma1l, а не ориентированный на фарм Arteezy. Впрочем, речь сейчас не о них.
Внимание, конкурс!
2015. Первый переход в Team Secret
При переходе в Team Secret zai впервые сменил роль, но концепция его игры не изменилась. В EG Universe оставлял шведу фарм и тот де-факто отыгрывал ложную тройку, а в Team Secret zai оказался на одну позицию выше, и уже s4 не мешал ему фармить.
Как и в Evil Geniuses, структура игры Team Secret основана на видении игры капитана команды. Puppey подробно рассказывал о том, что многие игроки играют не на своих ролях, из-за чего они не могут реализовать весь свой потенциал.
Игрок, возможно, хочет быть мидером, но его настоящий потенциал заключен в оффлейне. Он не хочет отказываться от мида и продолжает цепляться за него, но это лишь рушит его собственный потенциал как игрока.
s4 очень хотел играть в миде, а мы хотели видеть его в оффлейне. Это вопрос игрового стиля. Его роль в игре не заключается в том, чтобы забирать фарм. Он — spacemaker, т. е., создает пространство для остальных. Периодически эта роль (того, кто создает пространство) меняется от мидера к оффлейнеру. Я не могу сказать, что мид изначально был линией для спейсмейкеров, но патчи меняют игру и она эволюционирует. Важно, чтобы игрок понимал свой потенциал и свою роль.Puppey
В первый приход в Team Secret zai отыгрывал роль очень статичного оффлейнера. В пятерке самых популярных героев шведа в тот период — Dark Seer, Axe и Broodmother. Все трое способны быстро зачищать пачки крипов и не любят раньше времени смещаться со своей линии.
Вот тепловая карта первых 12 минут из игры Team Secret против Cloud 9 с TI5.
Слева — zai, справа — вражеский оффлейнер, Bone7. Швед играл на Axe и спокойно фармил свою линию и лес, в то время как румын много перемещался по карте. Нетрудно догадаться, что с таким стилем игры zai и на TI5 стал первым по среднему GPM среди игроков своей позиции.
2016 — 2017. Возвращение в EG
Второй раз швед оказался в EG после годичного перерыва в карьере. Мета за это время кардинально поменялась: на четвертой позиции стали востребованы активные герои, такие как Kunkka, Bounty Hunter, и, конечно же, Elder Titan, который был самой популярной четверкой 2016 года. Zai не большой фанат четверок-спэйсеров, но еще большей проблемой для него стал новый состав Evil Geniuses. Лучше всего ситуацию описал Cr1t.
Есть игроки четвертой позиции, которые больше склоняются к третьей, и есть четверки, которые больше склоняются к пятой позиции. Вторых гораздо меньше. Я пытался сделать Зая одним из них, но я не думаю, что это было хорошей идеей.
Cr1t
Cr1t и zai уступали всем топовым дуэтам суппортов того времени.
Если рассматривать суммарные показатели, то у них меньше всех фрагов, меньше всех ассистов и самый низкий GPM. Это при том, что zai добивал больше всех крипов, даже с поправкой на среднюю продолжительность матчей этих команд. Все это при практически идентичных процентах побед у Team Secret, Newbee и OG в указанный промежуток времени.
С точки зрения игрового стиля, этот состав для шведа — самый неподходящий из всех, в которых он играл. Он был вынужден отыгрывать самое неудобное для себя сочетание Роль + Стиль, а именно — активная четверка. Если условно разбить две его сигнатурные роли по принципу жадный/активный, то получится 4 варианта отыгрыша: фармящая четверка/активная четверка и фармящий оффлейнер/ оффлейнер спейсмейкер. Швед идеально отыгрывает 3 из 4 вариантов, но в свой второй приход EG он был вынужден отыгрывать ровно ту, к которой он меньше всего расположен. Людвиг был не в восторге от своей новой роли.
Я просто вынужден отказаться от веселья в Доте. Все, что кажется вам веселым в Доте, скажем, убивать героев, крипов, Рошана и вышки — нет, это не ко мне. Но кто-то должен это делать.
zai
Фактически, у EG в составе было 2 четверки. Теоретики предрекали американской команде гигантскую вариативность на драфте и безукоризненное исполнение, но на деле суппортам Evil Geniuses было тесно в одном составе. Cr1t и zai во многом мешали друг другу. В десятке самых популярных героев дуэта суппортов EG в то время было сразу 3 пересечения: Treant Protector, Warlock и сигнатурный для обоих Io. Cr1t и zai по очереди выполняли функции четверки, при том, что у них очень разные игровые стили: Cr1t предпочитал играть активно, zai чаще искал фарм. На стилистический диссонанс суппортов EG накладывалось то, что Cr1t впервые в карьере вынужден был исполнять роль капитана, к которой он не был готов. При всем созвучии имен, этот состав Evil Geniuses был обречен на провал. Так и вышло: на TI7 у EG было всего лишь 9-12 место после трех подряд лет в топ-3.
2017 — 2018. Optic Gaming
После сезона в EG, который не устроил абсолютно никого, Людвигу нужна была смена обстановки. Он хотел играть у сильного капитана, который сможет по максимуму использовать его потенциал, поэтому, он пошел к своему старому знакомому ppd в Optic Gaming.
Дела в EG шли не очень, и в какой-то момент zai внезапно сообщил мне, что он свободный агент, чего я никак не ожидал. Калибр команды, которую я собирал, вдруг резко вырос. Когда с нами оказался zai, я знал, что это будет нечто особенное.
ppd
Изначально ppd брал Людвига как оффлейнера, во многом из-за дефицита игроков на этой позиции. Для шведа нет принципиальной разницы, на какой роли играть, если его используют правильно, так что он без проблем согласился. План был сделать из zai жадного оффлейнера, который будет поглощать много ресурсов и становиться полноценным кор-героем, но отсутствие полноценного плеймейкера рушило эту стратегию. Тогда ppd заменил Misery на 33 (универсального израильского игрока, способного отыгрывать на нескольких ролях, но только в одном стиле) и что-то начало получаться. Но окончательно Optic Gaming нашли свою игру после свапа ролями между zai и 33.
33 — один из лучших в мире игроков в роли оффлейнера-плеймейкера. В изначальном варианте состава Optic Gaming подразумевалось, что он будет создавать пространство с четвертой позиции, а zai в это время будет фармить, но ppd быстро понял, что лучше всего будет поменять их ролями, не меняя их игровые функции. На практике это работало вот так:
33 на активном герое получал стартовое золото и опыт и отправлялся роумить, в то время как zai на номинальной четверке получал в свое распоряжение освободившуюся линию. И да, Clockwerk в этой игре правда был номинальной тройкой, но общая ценность у него вдвое ниже, чем у Pango. По сути, в Optic Gaming работала та же модель игры, что и в Evil Geniuses.
2018 — 2019. Возвращение Team Secret
После очередного среднего по своим меркам сезона zai вернулся в Team Secret. Puppey еще в прошлом сезоне вплотную подошел к созданию топовой команды, но ему самую малость не хватило класса исполнителей. Именно этот пробел был призван восполнить zai.
На этот раз Puppey звал Людвига на роль, отличную от той, что была у него в прошлый раз. В составе Team Secret появился YapzOr — элитная четверка, и по стилю игры иорданец очень сильно напоминает раннего zai.
В этом сезоне YapzOr значительно опережает всех конкурентов из топ-12 DPC по GPM, XPM, урону по героям, убийствам и при этом имеет меньше всего смертей. Статистически YapzOr — абсолютно лучшая четверка сезона 2018/19. Огромную роль в его прогрессе сыграли Puppey и zai.
Швед прекрасно знает, в чем смысл игры на свою четверку, он сам был в этой роли, а потому он так хорош в подыгрыше. В этом сезоне он исполняет ту роль, которую раньше для него исполняли Universe и 33. Теперь уже zai либо оставляет линию для своей четверки, либо терпит на линии пока YapzOr фармит. Это особенно заметно когда YapzOr играет на Enigma.
Такая игра дает свои плоды. У YapzOr нереальная статистика на Enigma в этом сезоне: 21 игра, 95% побед.
Ни в одной другой команде из zai не получалось сделать спейсмейкера, но Puppey нашел способ, как такой вариант может сработать. Нужен был подходящий состав и четко прописанная роль. Людвиг способен подстроиться под любое требование капитана, если оно приведет к победе. Из жадного суппорта он со временем превратился в оффлейнера-плеймейкера без потери в качестве. Его игра с ограниченными ресурсами развязывает руки ориентированным на фарм Nisha и YapzOr. Благо, сам zai может играть вокруг MidOne — чуть ли не единственного в мире мидера-плеймейкера. Паззл идеально сложился, каждый из игроков на своем месте. И сейчас эта команда всерьез претендует на Aegis.