«Хотела пойти на третье золото, но политически не сложилось». Великая Грищук об Олимпиадах, Дэвис/Смолкине и врагах
Танцы на льду — самый субъективный вид фигурного катания. Если в других дисциплинах вчерашние юниоры зачастую выстреливают уже в первых взрослых сезонах, то в танцах есть негласное «правило очереди», существующее очень много лет. Но иногда это правило нарушается, самый яркий пример — Оксана Грищук/Евгений Платов.
За годы своей карьеры пара выиграла все, что только можно. А началось все с Олимпиады-1994, на которой россияне сенсационно взяли золото, опередив и действующих чемпионов мира Майю Усову/Александра Жулина, и олимпийских чемпионов Джейн Торвилл/Кристофера Дина.
Уйдя из спорта, Грищук перешла на тренерскую работу, а в 2002 году родила дочь Скайлер, которая, занимаясь профессиональным теннисом, поступила в Принстонский университет. Сама же двукратная олимпийская чемпионка продолжает оставаться в фигурном катании, в эти дни Оксана Владимировна дает серию мастер-классов в Германии. В загруженном графике Грищук нашла время поговорить о своих Олимпиадах, легендарных постановках, прогрессе Дианы Дэвис/Глеба Смолкина и шансах сборной России в Пекине-2022.
***
— Дуэт Грищук/Платов очень быстро прогрессировал — всего через три месяца совместных тренировок вы взяли бронзу чемпионата СССР. Как вам это удалось?
— Тренировались, не вылезая с катка. Три раза в день, приходили к восьми утра, уходили в 11 вечера. Наверное, таким образом мы и вышли на определенный уровень (улыбается).
— Ваши первые Игры — Альбервиль-1992, вы входили в состав Объединенной команды. Что для вас — выступать без флага и гимна?
— Пустота, не хватает чего-то родного, близкого. Но когда выступаешь, ты об этом не думаешь, ты сталкиваешься с таким моментом только когда поднимаешься на пьедестал. Думаю, в команде было такое же настроение — все концентрировались на своих выступлениях, а в конце, когда стоишь на пьедестале и не видишь своего флага, начинаешь ощущать пустоту. Вроде, должно быть ощущение радости, но она почти полностью испаряется.
— На тех Играх ваш дуэт занял 4-е место. Как вы отреагировали на этот результат?
— Мы были очень счастливы, на тот момент для нас это было большое достижение. И дело не только в том, что мы стали четвертыми, по оригинальному танцу несколько судей поставили нашу пару на третье место, а один, если не ошибаюсь, на второе. Мы радовались, что у нас уже есть шанс, это подбодрило тренироваться еще усерднее — видя, что у нас на самом деле есть большой шанс на следующих Играх.
— До следующей Олимпиады оставалось всего два года. Была уверенность, что в Лиллехаммере возьмете свое?
— Нельзя сказать, что была уверенность — в спорте я очень суеверный человек, никогда не люблю говорить заранее. Внутри меня всегда была какая-то неуверенность, но я показывала, что я уверенная, чтобы создать образ сильной спортсменки. Может, эта внутренняя неуверенность и помогала мне двигаться вперед. Я всегда чувствовала, что мне надо быть лучше, меня это толкало еще больше тренироваться, придумывать лучшие программы, ставить сложнее элементы. Порой приходилось не спать ночами, выискивая новые интересные образы и идеи.
Конечно, в Альбервиле хотелось получить медаль, но мы понимали: эта наша первая Олимпиада, мы еще молодые, а танцы — такой субъективный вид спорта, нужно выждать «очередь» (улыбается). Мы это понимали, нельзя сказать, что смирились, но решили: на данный момент 4-е место — хорошо. Нас это мотивировало, заводило, давало стимул. И на следующих Играх все это сработало.
— Лиллехаммер-1994, претендентами на золото вас не считают, в оригинальном танце ваш дуэт поставили на третье место. Что произошло потом?
— Вернемся немного назад — незадолго до Игр мы выступали на чемпионате Европы, где наш произвольный танец Rock Around the Clock произвел полный фейерверк. Это было стопроцентное попадание с программой, костюмами, музыкой, за постановку отвечал очень известный бальник Игорь Кондрашов. На официальных тренировках редко когда хлопают, фигуристы обычно катают кусочки программ. Но на наших тренировках аплодисменты не умолкали, следующей паре даже невозможно было включить музыку — так долго продолжались восторженные крики.
Произвольный танец на чемпионате Европы мы выиграли, в итоге оказались вторыми — за моими кумирами Джейн Торвилл/Кристофер Дин. На Олимпиаде уже все знали, что у нас очень сильный танец, те же британцы очень суетились и нервничали, хотели выиграть и много наменяли в своей программе, а это большой риск. Я считаю, что в оригинальном танце нас занизили, поставив на третье место. А сделали это для того, чтобы перед произвольным всех поставить в одинаковую позицию. Всем было понятно: кто выигрывает произвольный, тот и возьмет золото. Накануне я всю ночь не спала, мысленно прокатывала в голове наш танец от начала до конца — таким образом я гипнотизировала свой мозг, чтобы прокатать программу без ошибок.
— Ту Олимпиаду вы выиграли одним голосом. Что происходило в голове?
— Не то чтобы у нас было время подумать как реагировать (смеется). Я даже не поняла, что все решил один голос, не успела посчитать, концентрация была полностью на нашем выступлении. Узнав об этом позже, для меня это было, конечно, неожиданно — я понимала, что наш танец был очень выигрышный, мы его исполнили без ошибок.
— После победы у вас сразу появилось желание идти на следующий цикл? Или были мысли закончить?
— У меня желание появились сразу, я была как заводной моторчик, чувствовала, что сейчас все только начинается. А у Жени были проблемы со здоровьем, у него колени всегда хромали. Он подумывал о переходе в профессионалы. Мне пришлось уговаривать его, внушать, что мы сможем, я буду больше тренироваться, возьму на себя более сложные движения. Судя по всему, мне удалось его уговорить еще на четыре года (улыбается).
— С сезона 1994/95 вы не проиграли ни одного старта.
— Мы с Женей постоянно друг друга заряжали. А специалисты видели, что технически мы были намного сильнее остальных, поэтому, наверное, все время выставляли нам первые места.
— Игры-1998 проходили в Нагано. У вас есть объяснение, почему японцы так любят фигурное катание?
— Из всех стран, где мы когда-либо выступали, Япония — моя самая любимая. Наверное, дело не только в фигурном катании, они вообще любят искусство. У меня осталось впечатление, что они настолько добрые, щедрые, благодарные, это чувство остается с тобой на всю жизнь. Наверное, это их воспитание, они благодарны высокому искусству, выражают свою благодарность прямым языком — в виде больших аплодисментов, подарков, цветов.
Это их воспитание, культура. Мне кажется, что те, кто любят и уважают искусство — очень хорошие люди. Значит, у них очень глубокая душа. И когда ты встречаешь таких людей, это запоминается на всю жизнь.
— В каком состоянии вы подходили к Нагано?
— В тяжелом. Все исходило из того, что была очень тяжелая подготовка, сезон был нелегкий. Весной 1997-го у Жени была серьезная операция на колено с пересадкой мышцы. Восстановление длилось долго, мне было очень тяжело и страшно, я каждый день приходила на тренировку одна и часами уходила в работу, чтобы быть в супер-форме, быть готовой его где-то вытянуть, помочь.
Сезон был сложным, тренировки — не легкими: много раз так было, что мы едем, и неожиданно у Жени острая боль в колене, он просто валится. Иногда я могла его где-то поддержать, когда он чуть баланс терял, но в какие-то моменты я просто не могла его удержать, он падал. Для меня это было страшно.
— Как создавался «Мемориал»?
— Тоже тяжело. У меня были другие идеи насчет музыки, потом Татьяна Анатольевна Тарасова предложила «Мемориал». Мне музыка понравилась, но показалась слишком трагичной. Я сомневалась, но когда вслушалась, стала находить интересные краски, глубину, поняла — это как раз подойдет под Олимпиаду. Однако под этот ритм было очень сложно придумать хореографию, мы долго мучились. Много идей пришлось убрать из-за проблем Жени с коленом.
За все наши годы совместной карьеры это был самый сложный сезон, я очень переживала. Но, наверное, я очень верила в нас и надеялась, что все-таки существуют небесные силы, которые знают и видят, насколько мы хотим, трудимся, через что мы прошли вдвоем — каким-то образом это должно совместиться, мы должны закончить на высокой ноте. Слава богу, так и получилось.
— В Нагано вы стали двукратными олимпийскими чемпионами — до вас ни одной танцевальной паре это не удавалось.
— Так сложилось, что нам, наверное, было суждено стать первыми в истории двукратными олимпийскими в танцах и войти в книгу рекордов Гиннеса. Звезды сошлись, что-то сверху нам помогло, чтобы все прошло без ошибок, чтобы у Жени выдержало колено, чтобы я смогла все это выдержать. Другие пары тоже были великолепны, но судьи выбрали нас.
Я благодарна судьбе, что судьи «правильно» расставили по местам (улыбается). Благодарна Жене, что он поверил и верил в нас, был всегда рядом, благодарна Татьяне Анатольевне, Елене Анатольевне Чайковской, хореографу Владимиру Ульянову, своей семье, маме, тете — всем тем людям, которые нам помогали. Также я безумно благодарна всем своим врагам, которые мешали мне выигрывать — не желая того, они мне помогли победить. Без всех этих людей мы бы не стали двукратными олимпийскими чемпионами.
— Не было желания пойти на третье олимпийское золото?
— У меня было, я была еще довольно молодая, Женя тоже молодой, но он меня постарше. Но опять же, был очень мучительный сезон с его коленями. Я даже не пыталась начать разговор об этом, идея была в том, чтобы дотянуть последний сезон.
А так да, у меня было желание, мне даже Петр Чернышев предлагал вернуться и отобраться на следующие Игры. Но там политически не сложилась, хотя думаю, у нас бы получилось очень хорошо.
— Через 20 лет после Нагано Тесса Вертью и Скотт Моир повторили ваш рекорд по личным олимпийским победам. Следили за их карьерой?
— Да, мне эта пара очень нравится. У них мягкое, непринужденное, завораживающее катание, они заслуженно выиграли все свои золотые медали. Смотреть на них было очень приятно и вдохновительно.
— Есть мнение, что в Сочи они незаслуженно проиграли Мэрил Дэвис и Чарли Уайту.
— Американцы — очень своеобразная пара, я помню их выступления. Такая экзотически красивая партнерша, прекрасный партнер. В техническом плане они какие-то гении, потрясающие фигуристы. Может, в Сочи посчитали, что они действительно были сильнее, чем Тесса и Скотт. Но для меня эти пары очень разные, трудно судить, кто лучше, кто хуже.
— Вы участвовали в трех Олимпиадах. Игры изнутри — они какие?
— Мы понимали, что это очень редкие соревнования, проходят раз в четыре года. Судя по подготовке, нахождению там — атмосфера абсолютно другая. Даже условия, в которых мы жили, совершенно другие, если сравнивать с чемпионатами мира или Европы: это не шикарная гостиница с одноместным или двуместным с какой-нибудь фигуристкой номером, это как общежитие. В Нагано стены были словно из картона, все слышно (улыбается).
Но на Олимпиаде не только фигуристы, сюда со всей планеты съехались лучшие спортсмены, все самые-самые. Ты начинаешь понимать, что находишься в каком-то неординарном месте, это придает еще больший стимул хорошо выступить и победить. Олимпиада — не просто соревнования, а что-то сказочное. Даже выходя на официальные тренировки, ты испытываешь совершенно другие ощущения, не похожие ни на что. Есть много примеров, когда спортсмен, до этого уверенно выступавший на других высокого уровня стартах, приезжает на Олимпиаду и вдруг какой-то блок — человек не может справиться с этим напряжением, давлением, особенно когда ты приезжаешь первым номером. Это еще страшнее, мы с Женей оказались именно в такой ситуации.
— Как удалось справиться?
— Уговаривали себя, блокировали от лишних мыслей и переживаний. Неподсознательно включалась психология самовнушения: ничего страшного, это просто ординарные выступления — чтобы успокоить себя. Я представляла, что строю вокруг себя оболочку, которая никем и ничем непробиваема. Этот вакуум помогал сосредоточиться только на нас, только на важном, помогал не отвлекаться на что-то другое, пока наши соревнования не закончились победой.
— Со времен ваших побед прошло более 20 лет. Но пересматривая ваши прокаты, зрители до сих пор отмечают высочайшую скорость, владение коньком и говорят, что «современным парам до вас очень далеко». Как удалось опередить время?
— Тогда мы точно не думали, что опережаем время (улыбается). Просто делали все возможное, что могли, выжимали из себя самое лучшее из того, что было дано нам богом. Талант, трудолюбие, любовь к этому виду спорту, самовыражение, уважение друг к другу и тренеру — все это сложилось.
Наверное, как-то так получилось, что у нас с Женей была настолько впереди идущая техническая подготовка, которая позволила нам быть примером для новых поколений на многие годы вперед. У нас был специалист по обязательным танцам Марк Гуревич (к сожалению, он ушел из жизни) — это был высокого уровня специалист, гений, научил нас такой технике, он совместно работал с Натальей Дубовой, которой я безмерно благодарна. Также с нами работал Геннадий Михайлович Карпоносов — очень большой технарь. Наталья Линичук, у которой я тренировалась с 12 лет, — она нашла такой метод и научила нас такой технике и мастерству владения коньком, которые и помогли нам надолго опередить время.
— Совсем скоро стартуют Игры в Пекине. Ваши ожидания?
— Жду с нетерпением. Не загадываю, кто выиграет, мои ожидания — чтобы каждый смог показать все самое лучшее, к чему он готовился всю свою жизнь. Если бы я была какой-то волшебной феей, хотела бы послать всем лучик удачи, чтобы у каждого все получилось.
— На Олимпиаду едут Диана Дэвис/Глеб Смолкин, для которых этот сезон — первый на взрослом уровне.
— Впервые я их увидела на чемпионате России, и я в полном восторге. Произвольный танец мне очень понравился: великолепная тема, суперская музыка («Мулен Руж»), волосы, образ у Дианы — все чудесно подобрано, бесподобная хореография. Честно вам скажу, я влюбилась в эту пару.
Они делают сложные элементы, очень чистое исполнение. Их тренирует Игорь Шпильбанд, а он очень высокого уровня специалист, поэтому я даже не удивилась чистоте и сложности их прокатов. Несмотря на свой небольшой опыт, они показывают серьезное катание и абсолютно заслуженно едут на Олимпиаду. Я просто поражена и хочу пересматривать их программы снова и снова, желаю им только удачи.
— Как думаете, за счет чего им удалось опередить более опытные пары?
— Понимаете, с того времени, когда мы выступали, в танцах очень многое изменилось в плане правил. Комбинация твизлов, дорожка шагов, поддержки, вращения — все должно быть исполнено в определенных рамках и на максимальный уровень. Приведу пример: у кого-то сложнейшая поддержка, быстро катят — зрители думают: «вау, они должны выиграть», а другая пара катит чуть медленнее, сделала поддержку менее эффектно — зрители думают: «эта пара должна быть ниже». Но у второй пары элементы стоят четко по правилам, каждый элемент — на самый высокий уровень.
Обыкновенным зрителям не понять этих правил, они не могут дать правильную оценку, здесь еще раз подчеркну: даже не все специалисты до конца разбираются в этих правилах. Те, кто смогут в них разобраться и поставят программы в соответствии со всеми прописанными рамками, при этом удержав интересность элементов и постановки, будут иметь более высокие баллы.
— Что по старту сезона запомнилось вам больше всего?
— Я смотрела соревнования одиночниц, запомнилась неимоверная молодость, какие они все молодые, красивые, легкие, хрупкие, гениальные, от радости даже хотелось плакать. При этом насколько сложные элементы они исполняют: четверные в каскадах, сольные четверные, триксели — смотришь и глазам не веришь, что такое реально. Я под полным восторгом от наших девочек, желаю им избежать травм, чтобы они и дальше продолжали себя развивать, радовать зрителей, мотивировать следующие поколения и, конечно, приносить России золото.
— Камила Валиева — главное событие первой части сезона?
— Она великолепна, просто прекрасна. Она побила все мировые рекорды, настолько подняла планку, это невероятно, я очень за нее рада. Но я бы не хотела никого выделять, все девочки хороши и прекрасны. Желаю им только побед.
— В танцевальном турнире в борьбе за золото сойдутся Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон и Виктория Синицина/Никита Кацалапов, фаворитами считаются французы.
— Обожаю обе пары, они потрясающие.
Ритм-танец французов очень классный, много ребер, скорость, бесподобная хореография. По поводу произвольного — мне кажется, Виктория с Никитой технически выше. Конечно, артистизм у Габриэлы с Гийомом уникальный, постановка, задумка, хореография, пластика — высший класс. Пары совсем разные, у Виктории с Никитой катание быстрее, но у французов все очень мягко, необычные переходы. Очень сложно сравнивать эти дуэты, оба мне безумно нравятся.
Вообще, Никиту я знаю много лет, мне несколько лет назад удалось прикоснуться к этому гениальному фигуристу, чуть-чуть с ним поработать. Тогда он катался с Леной Ильиных, тренировались у Коли Морозова, а меня пригласили, чтобы я помогла в олимпийской постановке «Лебединое озеро».
С тех пор я внимательно слежу за выступлениями Никиты, теперь он катается с Викторией — гениальное катание, техника, артистическое исполнение. Их программы этого года — великолепные постановки, Александр Жулин — гениальный хореограф, у него всегда интересные идеи. Сложно сравнивать россиян и французов, но так как я из России и очень горжусь тем, что у меня российское гражданство, в Пекине буду болеть за Викторию с Никитой.
Рок-н-Спорт — телеграм-канал Владимира Афанасьева. Подписывайтесь!
Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.