Косторная, возможно, лучшее, что случалось в нашей фигурке. Ее карьера — чистый рок-н-ролл, которого так не хватает
Представьте, что вам предложили снять байопик про российскую фигуристку. Причем попросили сделать не какую-нибудь очередную историю преодоления — таковых сняли уже десятки со средним рейтингом в районе 5/10. А вот крутое кино, разное — разухабистое и драматичное одновременно.
Медведева с Загитовой, как и Трусова с Щербаковой не подходят — это истории противостояний громких имен, за которыми стоят обычные для спорта истории. Одна в конце концов выиграла — другая проиграла. Конец синопсиса. Хотя битва «Женя против Алины» и изменила вид спорта (вернее, не сам вид, но всю околофигурку) — тогда это и будет кино не про них самих.
Туктамышева — крепкая история длинной карьеры со взлетами, падениями и триумфальной концовкой с признанием величия даже без поездки на Олимпиаду. Наблюдать вживую — крайне интересно, смотреть в кино — довольно банально.
Валиева свою историю пока пишет: в ней уже есть допинговая драма в Пекине — и это хорошая основа под действительно крутой сюжет. Но пока мы его не видим.
Да он и не нужен, когда есть готовая история Алены Косторной.
Это история невероятного таланта и великой красоты: не залипнуть и не пересмотреть «Ангела» в исполнении Алены было невозможно даже на второй сезон, когда он ей откровенно осточертел. Примерно так же фанаты «Нирваны», наверное, смотрят на репите Курта Кобейна в MTV Unplugged, где он поет самую известную и самую ненавистную им же песню Smells like teen spirit.
Катание Косторной даже на фоне еще незабытых образов пиковых Медведевой и Загитовой выглядело инопланетно — что по скольжению, что по работе рук. А ее тройному акселю на полкатка (это уже потом Туктамышева стабильно восстановит свой триксель) автор сего текста обязан названием, да и вообще появлением телеграм-канала.
Тогда Алена впервые исполнила 3А на Finlandia Trophy — о его существовании мы в принципе узнали всего за неделю до этого, поэтому эффект был крышесносный. Триксель, феминистическая повестка, которая тогда была на слуху и хоть кому-то нужна (были ж времена) — так и родился «Триксель-пиксель». Как говорится: спасибо центру, то есть Алене за это.
История Косторной не стала историей больших побед, хотя все к этому шло как минимум в рамках одного сезона: финал Гран-при, Евро… Этот год стал первым взрослым сезоном для масштабного феномена с аббревиатурой ТЩК, но по уму в списке побед явно не достает ЧМ именно для Косторной — это был ее год. По сценарию можно уделить 5-10 минут альтернативной реальности, где Алена — официальный лидер женского одиночного, а Трусова, Щербакова и Валиева в следующих сезона отчаянно пытаются достать беглянку.
А потом перенестись в реальный мир, где история Косторной вместо победного марша становится символом безумного талантливого поколения, недополучившего титулы то ли из-за ковида, то ли из-за трусливости ISU. Если соперницы Алены потом получили шансы на большие титулы, то Косторная в новой реальности постковида обнаружила себя беглянкой, только по-другому. Уход от Тутберидзе к Плющенко — это и драма (возможно, главная ошибка в карьере), но еще и абсолютный рок-н-ролл.
Косторная — единственная ученица Тутберидзе, которая ушла от своего тренера в статусе первого номера. Ушла в стиле рок-н-ролльной звезды, не получив условия, которые хотела. Вдумайтесь: ставить условия Тутберидзе по поводу свободного льда — это ж вообще что-то за гранью нашего привычного понимания иерархии в «Хрустальном». А после в течение сезона еще и острейше отвечать на выпады бывших. Давайте я просто оставлю здесь этот кусок из текста 2020-го:
***
«Я просто считаю, если человек ушел, на это были причины. Просто так человек не уходит, от добра добра не ищут. И вот эти выкладывания чего-то в инстаграм, эти посты — это обидно; но я считаю, что эту ответку друг другу, что-то отвечать в инстаграм… Ну если ты хочешь выяснить отношения, наверное, лучше, если настолько неймется, встретиться глаза в глаза и высказать все, что ты хочешь».
Нам всем внушили, что тренер важнее ученика. Очарование победных результатов Тутберидзе-тим уверило в том, что корпоративная субординация сильнее пожеланий спортсмена, метод сильнее таланта, бренд тренера не подлежит обсуждению и уж тем более осуждению.
И тут выходит Косторная и весь этот дискурс ломает к чертям.
Оказывается, тренер может быть неправ в глазах фигуриста, и это нормально.
Оказывается, со спортсменом нужно разговаривать, причем лично, а не посредством постов в соцсетях или многозначительными стихами.
Оказывается, топ-фигуристка может стукнуть кулаком по столу и сказать: я гребаная чемпионка Европы и хочу себе нормальных условий. И эти проблемы, как и проблемы отсутствия контрактов, надо решать, а не психовать.
***
Система ее в итоге сломала: заставила вернуться и унизительно каяться в эфире федерального канала ради призрачного шанса на поездку в Пекин. Но сам факт этого бунта, пусть даже и подросткового, важная веха в истории русской фигурки, и я не преувеличиваю значение этих слов.
История Косторной — это история молодой девушки, которая не пыталась выстраивать образ, а просто жила и продолжает жить наотмашь. Где есть место идиотским поступкам и лени, которые мешали добиваться больших целей, но в то же время маниакальному желанию восстановить аксель, из-за которого она сломала руку и лишилась уже всех шансов поехать на главный старт жизни. Простая человеческая история бунтарства, через которое проходят абсолютно все, вылилась в хаотичные поиски себя, смену тренеров, странные взаимоотношения с некоторыми тренерами, где степень их странности определяется лишь градацией вашей веры в слухи.
Такие люди действительно редко становятся большими чемпионами, ведь большие чемпионы — это чаще всего почти роботы, «контрол фрики», помешанные на своем наследии. Это не стоит воспринимать ни в отрицательном, ни в положительном ключе — просто как почти обязательное условие.
В этом плане Косторная — это анти-чемпион, потому что она предельно живой человек, существующий в диапазоне от пофигизма и удалого веселья в духе «Волка с Уолл-Стрит» до повышенной саморефлексии, поиска своего места в фигурке и вне ее, а также звания ходячей катастрофы — сейчас вот, судя по фото, опять палец сломала на ровном месте. И кто-то удивлен?
В этом вся Алена. Живая, бедовая, безумно яркая. Вот, по карьере Нэнси Кэрриган вряд ли бы сняли топовое кино, даже если б она выиграла все золото мира. Не о чем. А «Тоня против всех» вышла — и это лучший спортивный фильм не только потому, что там рассказана всем известная скандальная история, а потому что Марго Робби идеально сыграла Хардинг — понятный всем типаж талантливого человека, который любит собачиться и все неудачи списывать на других, но на самом деле отчаянно ищет внимания и обожания.
Здесь нет аналогии с характером Алены — я к тому, что людей цепляют личности. Косторная — пожалуй, главная личность в женском одиночном последних лет десяти.
Ее переход в парное катание — шикарная новость для вида, который без дуэли в группе Москвиной можно было окончательно хоронить. Теперь в парах появился еще один сюжет, то, за чем определенно стоит следить и будут следить. Зная Косторную, эта авантюра как-то нормально закончиться не может: она закончится или историческим параллельным тройным акселем, или очередным выкидоном, который устроит Алена.
Шансы 50 на 50, но на месте HBO я бы в любом случае побыстрее выкупал права.
«Триксель-пиксель» — телеграм-канал Александра Петрова, где фигурки еще больше