«Все будете проситься в Питер, никакой Москвы!» Классные русские фигуристы, с которыми работает врач скорой помощи
Российские танцы в прошедшем сезоне напоминали и мелодраму, и цирк, и ужасы, и даже любой микс из жанров, который вы готовы придумать. Смешные оценки от судей, любовные треугольники внутри «танцевального мирка». Некоторые пары просто в шоке наблюдали за этим.
Екатерина Миронова и Евгений Устенко уже несколько сезонов являются единственными представителями петербургской школы в топе русских танцев на льду. Многим зрителям они запомнились своими необычными программами и идеями, которые можно назвать новаторскими на фоне большинства.
Корреспондент Sport24 Алена Волкова поговорила с дуэтом о постановках, внутреннем российском сезоне и тренерском коллективе, который делает ребят лучше.
— Как устроен ваш график сейчас и во время сезона?
Евгений: Во время подготовки и по ходу самого сезона тренировки немного отличаются. В первом случае более интенсивные физические тренировки: зал, зал, лед. Во втором случае и за две-три недели до стартов больше времени уделяется ледовым тренировкам. Вне льда мы что-то отрабатываем сами с хореографом по короткой, по произвольной — просто все это нарабатываем и занимаемся ледовой работой.
Екатерина: В межсезонье упор на придумывание новых программ, музыки, распределение графика на будущий сезон. Все как у всех.
— Этот сезон — необычный для всех, внутренний. Какой он для вас?
Екатерина: Можно сказать, что он был напряженным, потому что мы здесь все варимся в одном супе. Отсутствие международных стартов влияет и на мотивацию, и на общее состояние. С этим пришлось немного поработать. Мы свой максимум плюс-минус сделали. Естественно, можно было и лучше… А могло быть и хуже. Мы довольны тем, что мы сделали, 8/10.
Евгений: Да, 8/10 — идеальная оценка. Как Катя и сказала, отстранение от международных стартов больше влияет именно на внутреннее состояние, от этого зависит и мотивация, и желание работать. К сезону мы подошли спокойно: внутренних стартов добавилось, мыслей расслабляться нет. Внутри своего супа тоже надо повариться. У меня язык не повернется назвать этот сезон неполноценным. Он проходит внутри России с какими-то новыми фишками.
Екатерина: Федерация все круто придумала и продумала. Это классно, это поддерживает уровень. Надеемся, что в следующем сезоне все вернется на круги своя.
Евгений: Но, если еще внутри все так же останется, было бы супер.
— В танцах на льду полностью обновилась сборная — лидеры прошлого цикла пока не выступают. Как вам соревноваться в таком составе?
Екатерина: Все меняется, мы были к этому готовы, это было очевидно. Старшее поколение уходит, младшее приходит. К этому надо адекватно относиться — не гнобить нас за то, что мы «юные и неопытные». Мы стараемся держать планку изо всех сил. Понятно, что спад есть. В силу возраста и опыта мы не можем сравнивать нынешнюю сборную и прошлогоднюю. Это не значит, что все плохо. Прогресс идет, рост есть, ничего не останавливается. Все циклично, к этому нужно относится с пониманием.
Евгений: Каждый олимпийский цикл завершается — происходят какие-то изменения. Такие глобальные случились именно в танцах на льду, хотя подобное происходит и в других видах. В женском одиночном даже не в олимпийский, а в каждый сезон все меняется.
Екатерина: Просто все привыкли, что танцоры более возрастные спортсмены…
Евгений: И несменяемые.
— В вашем виде произошли изменения в правилах — убрали паттерн в ритмическом танце. Как вы приняли эту новость, и как ощущается это сейчас, после целого сезона?
Екатерина: Это сильно развязывает руки: можно делать программы интереснее и насыщеннее. С другой стороны, это убирает определенную базу, по которой можно оценивать участников. У нас и так был субъективный вид, а сейчас еще больше. Есть и плюсы, и минусы. Мне нравится, потому что это огромное пространство для творчества и задумок. Но я бы вернула паттерн.
Евгений: Самый обязательный элемент, на котором строится ритм-танец — это паттерн. А произвольный — это более творческая, утонченная программа с большей свободой. Сейчас убрали паттерн, и, как сказала Катя, это добавляет больше творчества. На самом деле поменяли и поменяли. Естественно, оценивание немного на другом уровне, мне кажется, в начале сезона еще никто не понимал, как это все будет происходить. Как я смотрю: что на внутренней арене, что на внешней — никаких проблем не возникло. Все изменения ведут к чему-то лучшему.
Екатерина: ISU же пробует заранее, чтобы к Олимпиаде спортсмены были готовы к определенным обстоятельствам и набору элементов. Поэтому сейчас самое время этим заниматься, вводить что-то новое.
Евгений: Было бы странно, если бы в олимпийский сезон нам сказали: так, сейчас паттерн мы убираем и делаем хореодорожку. Было бы много проблем. Начало олимпийского цикла — самое время что-то пробовать. Флаг им в руки, если можно так сказать!
— В короткой программе не только обязательный танец, но и общая тема. Как раскрыть себя, когда все катают одно и то же?
Екатерина: Изначально это было сделано для того, чтобы было проще сравнивать пары. В этом и заключается задача общей темы. Раскрыться можно и выделиться…
Евгений: Показать, что ты не такой, как все.
Екатерина: Нужно приложить усилия в подборе музыки, шагов, постановке программ, под свое тело и свой вкус.
Евгений: Если взять даже Олимпиаду, которая была год назад: из 15 пар я бы не назвал, какие были похожи. Несмотря на то, что есть одинаковая тема, все были индивидуальными. На каждую пару смотришь — и она отличается от других. Это и есть профессионализм: находясь в одной теме, показать, что ты индивидуален. Мне кажется, это прекрасно.
— Один из функционеров ISU недавно сказал, что рассматривают на следующий сезон тему с музыкой 80-х. Как вам такой возможный выбор?
Екатерина: Мы про это читали и уже это обсуждали. Это огромный пласт музыкальных композиций. Оттуда появилось и диско, и поп, и регги. Я очень воодушевлена, что такая возможность есть, потому что это огромное поле для выбора музыки. Пока неразбериха, будет ли паттерн, будем следить, читать.
Евгений: Это так интересно будет. Если будет тема «стиль 80-х» — это же столько можно придумать! Это же круто — выйти станцевать диско какое-нибудь.
Екатерина: Как в том интервью сказали — хотят, чтобы зрители хлопали, радовались.
Евгений: Мне кажется, это шикарная возможность.
— У вас очень интересные произвольные танцы. Как вы выбираете темы?
Екатерина: Это путь длиной в несколько месяцев.
Евгений: Это путь воина. (Смеется.)
Екатерина: Всегда тяжело, много споров, проверка музыки на звучание на льду. Как мы это делаем — садимся за круглый стол всей командой…
Евгений: Стол переговоров.
Екатерина: Начинаем обсуждать. Если кому-то что-то не нравится — он вылетает из-за стола. Навсегда.
Евгений: Да. (Смеется.)
Екатерина: На самом деле все проходит до банального просто. Все предлагают свои идеи, а потом выбирают варианты, которые получше и похуже.
Евгений: Бывает шикарная идея, и кажется, если поставить ее на льду, будет очень классно. Мы уже заряженные, чтобы эта идея заработала, включаем музыку, слушаем полчаса — и никакая не подходит. Музыка на льду отличается по звучанию от колонки или простых наушников. Хоть ты тресни: если музыка не звучит, то и идея не сработает. А бывает, слушаешь музыку в наушниках, она кажется проходной, выходишь на лед, и она звучит прекрасно. Это просто творческий процесс.
Екатерина: Как минимум у нас есть интернет, где огромное количество музыки, фильмов, сериалов, книг. Можно поставить программу на идее слова какого-то. Главное — иметь мозг.
Евгений: Надо развивать идею. Нельзя прийти и сказать «хочу поставить Голодные игры». Нужно преподнести это так, чтобы зрители в конце поняли, что это.
Екатерина: «Она песок!» (Отсылка к комментарию Ильи Авербуха после проката пары на чемпионате России. — Sport24.)
Евгений: Да, на чемпионате России последняя поза и «я понял, она — песок». Это же прекрасно. В этом и смысл постановки — всю программу есть какие-то сомнения, и финальная поза ставит все точки над i. Ради этого мы что-то выкатываем четыре минуты, чтобы по последней позе все всё поняли. (Смеется.)
— Сколько идей вы приносите? И в течение какого времени идут обсуждения?
Екатерина: Всегда по-разному. Обычно мы приносим идей семь — это правда много! И вот только «Дюна» в этом сезоне всем понравилась. Это может решиться за три дня, а может — за три месяца. С «Дюной» я намучилась, потому что последние два сезона режу музыку сама. Весь саундтрек «Дюны» длится пять часов — я все это слушала. 90% музыки — это звук пылесоса. Месяца два я резала музыку.
Евгений: Катя приходит на лед и говорит: «Вот, я нарезала этот кусочек, давайте послушаем». И мы понимаем, что есть моменты, которые режут слух, говорим Кате. Она на нас смотрит и говорит: «Хорошо… я еще посижу пару дней и все подрежу». Под конец было уже неловко говорить, что нас что-то не устраивает. Зато получилась прекрасная музыка.
— Какие у вас остались впечатления после прошедшего чемпионата России?
Екатерина: Я вообще не помню чемпионат России. У меня так работает психика, все стирается. Из впечатлений — здорово, организация — супер, люди — супер, соперники — супер.
Евгений: Мы — супер. (Смеется.) У меня первые впечатления — было холодно. Это чуть-чуть выбило из колеи. Из теплого автобуса выходишь, кутаешься в куртку, капюшон и бежишь до катка. Так, в целом прекрасный чемпионат России…
Екатерина: Так, давай впечатления для интервью! Было наконец-то много людей на трибунах. На самом деле это очень влияет на самооценку. Когда видишь заполненный зал, просто спасибо, что вы пришли!
Евгений: Когда после проката тебе все аплодируют, ты готов в овациях купаться. Было здорово, хороший чемпионат России.
— Сколько раз вас спрашивали: «Ну что, когда в Москву?»
Екатерина: Не так часто, как раньше. Мы хотим продвигать свой регион, здесь наша семья, друзья. В нашей жизни же не только фигурное катание. У нас тут собирается очень перспективная команда, поэтому вы все еще будете проситься в Питер! Никакой Москвы.
— Можете рассказать о своих тренерах, кто с вами работает?
Екатерина: Главный тренер — Елена Соколова. В спорте первыми тренерами были Ловейко Татьяна Ивановна в одиночном катании и Долгушин Игорь Александрович и Долгушина Ирина Юрьевна в танцах на льду.
Дмитрий Болтунов сейчас работает с нами как хореограф, отвечает за балет, координацию. Он со своими приколами. В Петербурге окончил медицинский колледж, в данный момент работает в службе скорой помощи и с нами.
Евгений: Марчин Руй — преподаватель актерского мастерства. Закончил Высшую школу кино, телевидения и театра Л. Шиллера в Лодзи. До переезда в Санкт-Петербург работал в театре и снимался в кино. Он на льду помогает нам с образами.
Екатерина: Герман Зернов появился у нас только в этом сезоне, помогал с ритмическим танцем, поставил нам все связки. Он действующий спортсмен по бальным танцам, выступает в паре с Василисой Хруцкой в клубе «Альянс». Этот человек — как глоток свежего воздуха в этом сезоне. То же самое можно сказать про Кирилла (Алешин — чемпион мира среди юниоров. — Sport24). Про Кирилла, я думаю, все знают, он в представлении не нуждается. (Улыбается.) Как тренер он просто супер. Несмотря на то, что у него не так много опыта, он нас круто мотивирует. Я считаю, нам крупно повезло.
— Вам нужно показать одно выступление человеку, который никогда не смотрел фигурное. Что вы выберете, чтобы показать всю красоту этого вида спорта?
Екатерина: Для меня самое значимое выступление — произвольный танец Гиллес/Пуарье «Винсент». Это шедевр: и задумка, и скольжение, и техника.
Евгений: Я бы назвал Тессу со Скоттом — латину с Олимпиады-2018. Вообще, я бы посоветовал посмотреть последние пару лет соревнований с ними.