Футбол
30 марта 2018, Пятница, 14:30

«Мусульманин, убирайся прочь». История самого шовинистского клуба в мире

ФК Бейтар Иерусалим
Getty Images
Поделиться
Комментарии
Фанаты израильского «Бейтара» не скрывают своего расизма. Они даже вытравили из команды двух чеченских игроков.

Фанаты израильского «Бейтара» не скрывают своего расизма. Они даже вытравили из команды двух чеченских игроков.

Все началось с одной идеи

Врач, писатель, политик и соучредитель Всемирной сионистской организации Макс Нордау невольно стал одним из прародителей еврейского футбола и основоположником идей, наверное, самого расистского клуба в мире на данный момент — иерусалимского «Бейтара».

Нордау был лидером и соучредителем Всемирной сионистской организации, который ввел в обиход термин «мусклиудентум», или сильный иудаизм. На конгрессе в Базеле он заявил, что еврейский народ стал жертвой понятия «еврейская нужда», который стал особенно популярным в конце XIX — начале XXI века. «Мусклиудентум» как идея национальной силы и свободы еврейского народа должна была помочь решить вопрос и укрепиться нации.

«На узких улицах мы забывали, как радостно двигаться, — писал он. — Во мраке бесцветных домов наши глаза привыкли к нервному морганию. Из страха постоянных гонений тембр наших голосов погас до тревожного шепота».

Важной частью «мусклдентум» должен был стать спорт и успехи на этом поприще. Прошло больше века, евреи обрели свое государство, и мало кто придерживается крайне националистических взглядов Нордау. Кроме фанатов иерусалимского «Бейтара», объединившихся в фирму «Ла Фамилия». Политический подтекст пронизывал этот клуб с самого начала его основания в 1936 году. Давид Хорн, основатель «Бейтара», был лидером «Движения Бейтара», революционной сионистской организации, которая активно выступала против Британского мандата в Палестине. С тех пор история фан-движения клуба была тесно связана с военными организациями.

Фанатов «Бейтара» отождествляют с разными правыми партиями страны, в том числе сионистскими военизированными группами, действовавшими в Палестине в 30-х и 40-х годах. К примеру, будущий израильский политик Хаим Корфу, который был причастен к убийству агентов Департамента криминальных расследований Ральфа Кэрнса и Рональда Баркера с помощью дистанционно управляемого взрывного устройства, играл за «Бейтар» на позиции нападающего. В общем, фанатов и игроков, которые входили в разные военизированные организации, в «Бейтаре» хватало всегда. Многих членов клуба и болельщиков депортировали в Восточную Африку — Судан, Кению, Эритрею — где они основали «Бейтар Эритрея». Британский губернатор Палестины заявил, что «Бейтар» — незаконная организация, и заставил поменять название на «Нордию». К классике клуб вернулся после получения Израилем независимости.

Фанаты вытравили из клуба двух игроков «Терека»

«Бейтар» почти всегда был середняком израильского футбола — в 90-е несколько раз становился чемпионом, в 2006-08 годах снова дважды брал золото, но всякий раз уходил в тень. Хотя только по спортивным показателям. В 90-е годы в Израиле было полно футбольных хулиганов, проповедовавших идеи расизма и экстремизма. Они прямо противопоставляли себя закону, на каждом углу кричали о «мусклиудентум», идее сильной еврейской нации Нордау. Но в их понятии она была сильно извращенной. Фанаты «Бейтара» возвели национальную идею в этноцентризм, граничащий с шовинизмом и ксенофобией. Их одержимость была похожа на манию — показать всем вокруг превосходство своей фирмы и заодно еврейского народа над всеми остальными. На трибунах постоянно появляются флаги и баннеры ныне распущенной ультранационалистической партии Каха.

Появление игроков-мусульман в клубе фанаты «Бейтара» считают неприемлемым. В 2004 году они затравили нигерийца Ибрагима Ндала, который после пяти игр был вынужден покинуть клуб — столько в его адрес неслось оскорблений с трибун. В 2013 году громыхнуло еще сильнее. Новый владелец клуба Аркадий Гайдамак пригласил в клуб двух футболистов «Терека» Заура Садаева и Джабраила Кадиева. «Ла Фамилия» устраивала акции протеста, сожгла офис и музей клуба, вывешивала баннеры «Бейтар навеки чист» и «Мусульмане, убирайтесь прочь», освистывала каждое касание мяча чеченскими футболистами. А когда Садаев забил дебютный гол, фанатская трибуна демонстративно покинула стадион. В итоге руководство сдалось. Гайдамак, который хотел доказать, что в «Бейтаре» есть место футболистам разных вероисповеданий и национальностей, был вынужден расстаться со своей идеей. А заодно и с Садаевым и Кадиевым.

Персоной нон-грата тогда стал даже недавний любимец фанатов — вратарь Ариэль Харуш. Болельщик «Бейтара» с детства и воспитанник клуба. Его карьера была закончена после того, как он положил руки на плечи Садаеву и Кадиеву. Спустя несколько месяцев он тоже был вынужден покинуть клуб — такой поток ненависти и угроз вылился на него со стороны фанатов родной команды.

Не все фанаты клуба — расисты

Было бы несправедливо рисовать всех фанатов «Бейтара» одной краской — многие не поддерживают идей «Ла Фамилии», оккупировавшей восточную трибуну. Группа болельщиков даже отделилась и основала клуб «Бейтар Нордиа», с которым надеются выйти в высший дивизион. Расистская фанатская ячейка тем временем окончательно захватила власть среди поклонников команды. С 2013 года клуб не подписал ни одного игрока-нееврея.

Попытаться залезть в политику Ближнего Востока — все равно, что засунуть голову в пчелиный улей. Израильско-палестинский конфликт длится уже давно, и фанаты «Бейтара» никогда не забывают о вражде с представителями мусульманской страны. В 1997 году они устроили шквал из оскорбительных кричалок и песен в адрес игроков «Хапоэль Тайбе», первой арабской команды в высшем дивизионе Израиля. А в 2007 скандировали оскорбляющие пророка Мухаммеда песни в игре с «Бней Сахнином», самым успешным израильско-арабским клубом в стране. Израильская федерация футбола заставила «Бейтар» сыграть следующий матч с «Бней Сахнином» при пустых трибунах. В результате офисы федерации подожгли, а на дверях после пожара нашли надпись с угрозой убить председателя ИФФ.

«Антиарабская волна началась после терактов во второй половине 90-х годов, — рассказывает болельщик «Бейтара» Давид Френкель. — Реакция СМИ и левых привела к детскому ответу. Я не думаю, что все, кто скандировал антимусульманские кричалки, были расистами. Но вам приходилось кричать то же самое, что и парню рядом с вами, если вы хотели активно поддерживать этот клуб. Обычных болельщиков «Бейтара» обвиняли в том, что они не противостояли расизму среди своих же фанатов. Это смехотворное требование. Кто захочет связываться с этими людьми?».

И это правда. Вряд ли кто-то захочет объяснять что-то людям, которые из-за своих убеждений сожгли музей с трофеями своего же клуба. Как сказал Мартин Лютер Кинг, в мире нет ничего опаснее искреннего невежества и честной глупости. Вряд ли Макс Нордау в конце XIX века мог предположить, что его идеи выльются во что-то подобное. История фанатов «Бейтара» — лишнее подтверждение того, что даже самая чистая и благородная идея может стать настоящим злом при неправильной интерпретации.

Использованы материалы Football Paradise.

22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.

Заур Садаев
ФК Бейтар Иерусалим
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0