Юрий Розанов — культовый голос игры FIFA. Как он озвучивал популярнейший футбольный симулятор
Сегодня не стало Юрия Розанова — с его неповторимой интонацией связаны воспоминания нескольких поколений. Причем не только о футбольных и хоккейных матчах, ставших, в том числе и с его комментарием, легендарными. Крылатыми стали фразы Юрия Альбертовича и из озвучки серии футбольного симулятора FIFA. «Вот форвард, вот это настоящий форвард!» и другие шедевры Розанова останутся с нами навсегда.
Александр Петров — об очень яркой работе ушедшей легенды.
***
Русской озвучке культовой серии симуляторов футбольные фанаты и геймеры обязаны комментатору «НТВ-Плюс» Василию Соловьеву — именно он предложил эту идею своему другу, главе Electronic Arts в России Тони Уоткинсу.
«Он музыкант-любитель. Мы встретились на свадьбе в Литве, где он играл с кавер-группой, а я работал ведущим. Причем ведущих там было трое-или четверо на два дня, а кавер-групп вообще штук шесть. Большая была свадьба. Нам стало интересно друг с другом.
Русская озвучка была придумана в тот период благодаря моей дружбе с руководством российского представительства Electronic Arts. Как сейчас помню, первый мой разговор на эту тему состоялся в ирландском пабе на Знаменке. Директор представительства был экспат-ирландец. Ему был нужен я как эмоциональный крючок для этой истории и какой-нибудь известный футбольный комментатор», — рассказывал Соловьев в интервью Sports.ru.
«Эта игра [FIFA], в тот момент была почти внутрисемейным делом, — вспоминает Соловьев уже в разговоре со спецкором Sport24 Александром Петровым. — У меня не было мыслей изначально звать кого-то с ВГТРК или «Первого канала», потому что для меня те, кто приходили на «НТВ-Плюс», были единственными, имевшими отношение к спорту и к футболу. Изначально я Уткина позвал, также предлагал Маслаченко, кому-то еще, но ребята не согласились. Юра согласился очень легко. Я его кандидатуру предложил руководству Electronic Arts, и она им понравилась. У Юры была такая особенность, не выпячивать себя, не быть назойливым.
Как происходила непосредственно работа?
Тебе дают вариант ситуации, и ты должен сразу дать десять или двадцать фраз на одну тему. Юрий должен был сказать, а я — подхватить. И вот он шпарил эти фразы, как пулемет. У него работа мозга была на уровне автоматизма, я не успевал за ним. Для меня это было откровением, потому что несмотря на то, что у него мозг так работал, он же никогда не тараторил в эфирах. У него всегда была культурная, размеренная речь. На самом деле, он мог бы перетараторить кого угодно: и Губерниева, и Черданцева, и так далее. Но ему это было не нужно.
Смешно и то, что мы сидели в одной очень маленькой каморке во время комментирования, и Юра, несмотря на свои большие габариты, не создавал ощущения, что его много. Он был уютным человеком, с ним было абсолютно спокойно. Вот иногда с тобой рядом кто-то начнет тараторить, и ты ощущаешь, будто тебе неудобно. А Юрий, несмотря на то, что переигрывал меня на этой площадке, не создавал ощущения этого неудобства, потому что был свой в доску.
Эти культовые фразы он придумал прямо во время озвучки или что-то было уже взято из жизни?
Он все придумывал на ходу. Я не футбольный комментатор, я профессиональный ведущий. И, конечно, тоже могу много фраз быстро придумать. Хотя когда получал список ситуаций для комментария, я немного, но готовился. У Юрия мозг работал так, что он их выстреливал моментально и с юмором. Некоторые фразы даже не вошли в игру: он там шутил на злобу дня о каких-то футболистах, с которыми мы условно были близки. Мы реально сидели и ржали в этой каморке».
Каких-то конкретных невошедших фразочек Василий не вспомнил — все-таки прошло 15 лет, но даже из появившихся в игре цитат можно составлять отдельный цитатник:
• «Вот форвард, вот это настоящий форвард! Бьет он обычно не издалека, как положено нападающему, но очень редко промахивается».
• «Думаю, надо бить и забивать!»
• «Встречать его уже поздновато, потому что сейчас будет удар!»
• «Пошла борьба! Плотность игры — непременная составляющая футбольного матча».
• «Угловой. Не хуже и не лучше других стандартов. Всегда достаточно опасно, но все-таки не так, как пенальти».
• «Это Это’О!»
• «От ворот, от печки, что называется, команда начнет свою атаку».
• «Что творит Лионель Месси!»
• «Как в мультфильме известном говорили: «Хотя бы не попал в шарик», а здесь вообще никуда не попал — ни по мячу, ни в ворота».
• «Сердце «Челси», диспетчер «Челси» — Фрэнк Лэмпард!»
• «Повнимательней надо быть защитнику в передачах. Сейчас — в аут, потом — в ноги сопернику, а потом куда?»
• «Заговорился ваш покорный слуга, заговорился, а мяч-то уже у соперника».
EA несколько лет выпускала две версии озвучки. На PlayStation и Xbox комментировала пара Розанов-Соловьев, на PC — Уткин-Соловьев. Но в 2013-м Уткина окончательно заменил Юрий Альбертович.
«Там было два технических формата. В другом комментировал мой друг Юра Розанов. И получилось так, что решили продолжать тот формат, а мне, чтобы записать все это заново, пришлось бы проделать всю эту работу. И они решили, что им не нужно это», — рассказывал Василий Уткин.
Закончилась работа Розанова с FIFA не очень красиво. Через три года EA пару комментаторов поменяла — голосами FIFA стали Константин Генич и Георгий Черданцев. Прежним комментаторам об этом даже не сказали.
«Понятия не имею [почему EA решила нас заменить]. Мало того, что решила заменить, так еще и ни слова мне никто не сказал. Я был бы не против. Я, вообще, всегда за движение вперед. Когда кто-то что-то делает слишком долго, это не может не наскучить. О смене комментаторов я узнал из интернета, что было как-то неприятно».
Голос Розанова теперь можно было слышать только по телевизору — с перерывами почти в пять лет.