Дания разорвала сборную России из-за программы детского футбола, которую написал ее тренер. Нам она тоже подойдет
Сборная России без шансов влетела Дании 1:4, позорно вылетев с чемпионата Европы. Но претензии тренеру или отдельным футболистам предъявлять бессмысленно — это уровень нашего футбола, который на две головы уступает среднеевропейскому.
И дело не в том, что Россия — «не футбольная страна», которой просто не суждено добиваться результатов в этой игре. Корень проблемы уходит в детско-юношеский футбол, который изредка дарит нам креативным футболистом типа Головина или Миранчука, но и их навыков не хватает для того, чтобы на равных сражаться с целой группой таких футболистов в других сборных.
В сборной Дании есть футболисты «Челси», «Барселоны», «Лестера» и «Лейпцига», хотя датский футбол никогда не был в европейском топе. Даже победа на Евро-92 — просто сказочное стечение обстоятельств. Но многое изменил их нынешний тренер Каспер Хьюлманд, который в 2005 году вместе со своим коллегой Келдом Бординггардом подготовил программу реформ детско-юношеского футбола.
Тогда датский футбол испытывал те же проблемы, что и наш. В первую очередь — недостаток креативных и свободно мыслящих футболистов, которые могут принимать нетривиальные решения на поле. И Дания после принятия этой программы совершила настоящую революцию в своем детско-юношеском футболе. На этой программе были воспитаны Хейбьерг, Дамсгор, Меле и другие футболисты, которые недавно порвали сборную России на Евро. Мы выделили главные пункты этой программы, которые дико актуальны и для нашей страны.
Дети должны играть в удовольствие, а не гнаться за результатом
Будущее футбола всегда будет за детьми. Они — один из краеугольных камней футбола, и если датский футбол хочет развиваться, он должен принять этот факт. Потребности детей — это потребности датского футбола, а не наоборот. В Дании хорошие возможности для развития талантов, дети имеют доступ к футбольным клубам и легко могут попасть в академию. Но нам нужны структурные изменения. А именно — среда тренировок и матчей, определяющая, выбирают ли дети футбол как профильный вид спорта.
Почему дети занимаются спортом? В крупном американском исследовании 1990 года было опрошено 10 000 детей и молодых людей в возрасте от 10 до 18 лет, в котором им задали вопрос, почему они занимаются спортом. Причина номер один у мальчиков и девочек — развлечение. Номер два у мальчиков — повышение квалификации, у девочек — приведение себя в форму. Третий пункт — соревновательный момент у мальчиков и тренировка у девочек. И лишь на 8-м месте у мальчиков и на 12-м у девочек появилась причина «желание выиграть». Стремление победить — не причина того, почему дети занимаются спортом. Потому сосредотачиваться на победах и результатах — глупость. Так мы только отталкиваем детей от этого вида спорта. Да, дети выходят на поле побеждать и забивать голы, но они играют в футбол не для этого. Главный момент для них — развлечение.
Ребенок должен созреть для соревновательного мышления. Как нет смысла учить ребенка ездить на двухколесном велосипеде до 4 лет, так нет смысла заставлять его соревноваться до момента, когда он не будет к этому готов. Секрет хорошей программы тренировок и хорошей турнирной структуры заключается в том, чтобы знать, к чему готов ребенок в том или ином возрасте. В противном случае дети переживают разочарование и давление, и в конце концов бросают футбол. Дети хотят открывать что-то новое, потому их нужно стимулировать к игре и экспериментам, а не загонять в рамки инструкций. Критика же должна быть сведена к минимуму — она демотивирует детей.
Дети живут настоящим, прошлое и будущее их не волнует, потому и сосредотачиваться надо на их игре здесь и сейчас, а не на достижении результата в будущем. Детей нужно понимать, потому для детского тренера важнее коммуникация с ребятами, а не футбольные знания.
Размеры полей для детей нужно уменьшить, их слишком рано заставляют играть 11 на 11
Размеры тренировочных полей не адаптированы для детей. Они слишком рано начинают заниматься на сложных в физическом плане площадках длиной 105 метров. Эта игра была создана взрослыми для взрослых 150 лет назад, и мы неправы, если считаем, что ребенок должен понимать принципы этой игры. В таких условиях огромное преимущество получают физически сильные и развитые дети. Другие же мало вовлечены в игру, не веселятся и не учатся. В итоге они бросают футбол.
Тренировки и матчи на больших полях с большим количеством народа не подходят детям. Навыки они получают только в адаптированной среде. В Испании несколько лет назад матчи команд U12 начали проводить в формате 7 на 7 на половине футбольного поля. Таблица ниже показывает, насколько больше ребенок вовлечен в игру с мячом в таких условиях.
В сезоне 2002/03 «Манчестер Юнайтед» исследовал 15 матчей игроков академии U9 в форматах 8v8 и 4v4. Как оказалось, дети в формате 4v4 делают:
• На 135% больше передач
• На 260% больше ударов
• На 500% забивают больше голов
• На 225% больше ситуаций 1 на 1
• На 280% больше обводок
Вывод: в формате 4v4 игроки получают больше возможностей пасовать, бить, забивать и отрабатывать навыки игры 1 в 1. Детей нужно поощрять и развивать их ведение мяча и технические навыки. Да, это будет приводить к ошибкам и голам соперника, но это необходимый навык, который обязательно пригодится им позже.
Когда размер площадки корректируется, ребенок учится намного быстрее. Чем больше касаний мяча — тем больше вероятность, что ребенок вырастет в классного футболиста. Нам нужно отказаться от раннего внедрения игры 11v11, если мы хотим удержать детей в футболе.
Детские тренеры не имеют четкой программы развития, они должны общаться с детьми, а не давать инструкции
В датском футболе нет современной последовательной модели развития игроков. В нашей стране дети интересуются футболом, но у нас не существует четкой модели обучения. Мы тренируем детей так же, как 10-20 лет назад. Мы не должны требовать от детских тренеров находить и переводить литературу и материалы по развитию молодежи, датская ассоциация футбола должна предоставлять их сама.
Для детей в приоритете должна стоять техническая и тактическая подготовка. Нам нужно развивать техничных футболистов, которые понимают игру и могут принимать верные решения на поле. Потери мяча чаще происходят не из-за технического брака, а из-за неверно принятого решения. Потому нам нужно учить детей понимать футбол и стимулировать их к этому. В первую очередь за счет игр, которые снова и снова ставят перед детьми задачу принимать то или иное решение. Со временем они осознают ошибки и начнут действовать правильно, быстро и безопасно.
Чтобы научить детей играть в футбол, нужна вовлеченность. Новички должны начинать с игр 3v3, где будут оттачивать технику паса, удара и приема. Позже — 5v5 (4 полевых и вратарь), более сложная игра и возможность почувствовать ритм матча. Идеально использовать ромб — нападающий, защитник, два игрока на флангах, вратарь. Так будут создаваться постоянные ситуации 1v1 или 2v1, что будет заставлять детей постоянно искать решения и оттачивать технику. Плюс ко всему в этой системе все дети будут максимально вовлечены в игру.
Работа детских тренеров отличается от работы коучей во взрослом футболе. Мы слишком много учим детей и слишком мало их стимулируем. Дети не должны выполнять установку тренера, они должны общаться с ним и учиться полагаться на свой интеллект. Это воспитывает умных игроков, а не штампованных исполнителей.
Родители не должны вмешиваться в игры и тренировки, дети обойдутся без их советов
Взрослым интересен детский футбол — как тренерам, так и родителям. Наш детский футбол требует от детей результата и профессионализма, но мы крадем у них саму игру! Тренер у каждой боковой, отец вратаря за воротами и горстка мудрых и все знающих родителей у трибун — эту картину мы видим на каждом детско-юношеском турнире. И это в корне неправильно.
Постоянные подсказки и тычки со стороны не позволяют детям понять игру и осмыслить ее самостоятельно. Они должны сами научиться разгадывать ее загадки. Представьте, если бы учитель не учил детей умножать самостоятельно, а гонял бы только по таблице умножения, постоянно крича на них. Этот подход не даст результата. Так же и в футболе. Дети при постоянных подсказках учатся выполнять приказы, но не учатся самостоятельно находить решения. При старой системе подготовки мы имеем игроков, которые могут играть организованно, но не умеют проявлять креатив и играть непредсказуемо. Нам нужно это изменить.
Также нужно отказаться от фиксации результатов у детей. Статистика помогает минимизировать риски и исключить ошибки, но мы таким образом лишаем детей возможности развиваться. Результат не должен быть на первом месте. В Европе уже убирают акцент с результатов — в английских академиях и вовсе не начисляются очки командам, где играют дети до 13-14 лет.
Футболистам предстоит совершить множество ошибок, прежде чем они поймут, как действовать правильно. Арсен Венгер говорил: «Молодым игрокам нужна свобода самовыражения. Творческих игроков нужно поощрять и убрать страх ошибиться. В молодом возрасте победа не самое главное. Главное — развивать свои творческие навыки».
Важно изменить и систему отбора. Два мальчика одного возраста далеко не всегда имеют одинаковый биологический возраст. Дети развиваются большими рывками, и нужно уметь различать, кто и на каком этапе находится. Разница детей одногодок в биологическом возрасте различается иногда на 5 лет! Мы должны учитывать это, в противном случае мы потеряем талантливых ребят, которые физиологически развиваются чуть медленнее менее талантливых, но более крепких сверстников.
P.S.
В 2003 году с будущим капитаном сборной Дании Симоном Кьером произошла необычная история. Его зачислили в академию скромного «Мидтьюлланна» только из-за недобора мальчишек и чтобы удержать на рабочем месте его отца, который работал менеджером в структуре клуба.
Через шесть месяцев после того, как Кьер занял последнее место в составе «Мидтьюлланна», директор клуба собрал восемь тренеров в комнате и вручил им листы бумаги. Их попросили выделить 5 игроков которые, скорее всего, спрогрессируют лучше всех в течение пяти ближайших лет. Результаты были запечатаны в конверте и спрятаны в сейф. Пять лет спустя, вскоре после того, как Кьяер был продан в «Палермо» за 4 млн евро, конверты вскрыли. Ни у одного из высококвалифицированных тренеров с категорией «А» Кьяер даже не был в списке!
С тех пор система подготовки и отбора в сборной Дании изменилась кардинально. Результат — на ваших глазах.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.