Какое условие поставил Галицкий? Кто придумал шутку про Тедеско? Чем удивил Карпин? Секреты создания «Коммент.Шоу»
Чуть меньше двух лет назад четыре топовых комментатора сделали на ютубе футбольный аналог «ПрожекторПэрисХилтон». Теперь же «Коммент.Шоу» — мультиформатный канал с сотнями тысяч просмотров у каждого видео, а недавние интервью с Галицким и Карпиным вполне могут претендовать на звание самых резонансных разговоров года.
Как договаривались с Карпиным на интервью после Хорватии, кто из гостей заставил повторно записывать выпуск в два часа ночи, есть ли у «КШ» амбиции по превращению в полноценное СМИ, как смонтировать выпуск, если ты находишься в Беларуси в пик протестов. И, наконец, кто же все-таки написал ту самую шутку про Тедеско — в большом материале Александра Петрова.
Концепт придумали в ресторане у Гаттузо, пилот снимали в 4 утра — единственное окно в баре
«Мы — не букмекерский проект. Букмекеры спонсируют почти все спортивные медиа — от газет и сайтов до телеканалов. Тогда давайте и их тоже называть проектом букмекеров — это сейчас главные рекламодатели отрасли. Они — наши партнеры, компания, которая в нас поверила. Но мы не проект «Винлайна». Это проект четырех комментаторов при поддержке нашего друга», — так говорит о «Коммент.Шоу» генеральный продюсер и один из четырех ведущих проекта Нобель Арустамян.
Тем не менее, квартет комментаторов (помимо Нобеля это Константин Генич, Денис Казанский и Роман Гутцайт) сложилась не только благодаря дружеским отношениям, но и поскольку все они — амбассадоры одного букмекерского бренда.
«Сначала мы делали небольшие прогнозы, и только через пару лет родилась идея сделать полноценную программу, — говорит Казанский. — Как-то раз мы сидели и смотрели футбол — совместный просмотр перерос в довольно яркую перепалку. Вместе мы поняли, что зрителям и болельщикам было бы интересно посмотреть на такие споры в формате ютуба. С нами был один из боссов букмекера — увиденное ему понравилось, и он предложил что-то подобное сделать и на ютубе».
Арустамян: «Концепт футбольного аналога или пародии на «ПрожекторПэрисХилтон» был сформулирован в ресторане у Дженнаро Гаттузо в пригороде Милана. Я, Дарья Спивак и Владислав Хапсас (продюсеры шоу на тот момент, Дарья впоследствии «КШ» покинула — Sport24) проговорили эту идею, поверили в нее и приступили к запуску проекта. Так совпало, что мы приехали на матч «Ювентус» — «Локомотив» и посетили именно этот ресторан. Дженнаро был очень любезен, и не позволил нам даже оплатить счет. По возвращению в Москву мы согласовали бюджет и идею с Тимуром Джуманиязовым (топ-менеджер компании-букмекера — Sport24)».
Шеф-редактор «КШ» Андрей Шибанов идеей проникся не сразу: «Сначала вообще в нее не поверил: кому это надо — этого достаточно и в телеке. Но ребят идея не отпускала, и мы начали работать над концепцией. В конце концов, четверка крутая — почему бы и не попробовать.
Для роли ведущих — других кандидатов особенно и не рассматривали. Комментатор Юрий Розанов, который тоже был амбассадором букмекера, к тому моменту уже серьезно болел. Еще одна идея, пытались найти пятого человека — этакого разгильдяя и дурачка, который будет творить дичь в кадре. В моем понимании комментаторы выглядели серьезными парнями — мне казалось, что они не станут стебать футболистов, прикалываться над ними.
Но уже потом пересмотрел наши первые выпуски — даже там ребята выглядели настоящими бандитами, так что обошлись своими силами. Просто проговорили роли — и вот уже 80 выпусков это работает».
В первоначальную презентацию я намешал абсолютно все форматы: Shaqtin' A Fool, «Дурнев смотрит сториз», «Злые твиты» — просто чтобы разбить эту скучную историю, когда комментаторы просто сидят и что-то обсуждают.
Решили снять пилот. Его мы снимали в 4 утра — все это происходило до локдауна и в баре, где мы снимали, и это было единственное свободное окно.
Вернее, как все случилось. Приехали на съемочную площадку просто ее посмотреть — вроде прикольная, правда, непонятно, как на ней записываться. Решили — давайте запишем прямо сейчас пилот и все поймем. То есть, вообще больших сил не привлекали — монтировали вместе с оператором, заставки сделали тоже на коленке. Собрали пилот за 2 дня — отдали на просмотр ребятам. Через полтора часа приходит фидбэк — выкладывайте на ютуб. А мы вообще не планировали — пилот же.
Быстро создали канал — выложили. Потом записали еще один выпуск через неделю и… бахнул локдаун. Я был уверен, что на этом проект заморозится — чемпионаты остановились, что еще обсуждать. Но мы придумали тему с киберфутболом — комментаторы рубились в FIFA, обсуждали какую-то ерунду. Также спасал чемпионат Беларуси. О просмотрах тогда даже не думали — задача была просто дожить до возвращения футбола».
К шестому выпуску в «КШ» появился первый гость — Тимур Гурцкая, который потом станет со-ведущим в одном из форматов — «Коммент.Live».
Казанский: «Первые выпуски шла идентификация — то ли мы больше юмористическое шоу, на что указывали споры в концовке и наказания, то ли мы немножечко о другом — об информационном что ли. Когда появились гости, несколько выпусков я чувствовал какие-то пересечения с «Сычев.Подкаст», где тоже принимаю участие. Но потом мы вышли на свою интонацию. Подкаст — это больше жизненная история, про то, как все планировалось и складывалось. В «Коммент.Шоу» же мы пробегаемся по актуальным проблемам — к четвертому-пятому выпуску с гостем мы это нащупали».
Шибанов: «Основной проблемой было то, что «КШ» не рассматривался первоначально как большой проект. То есть просто собрать четырех самых востребованных комментаторов страны в один день — уже челлендж, а тут надо еще и гостя добавить.
Так что наши первоначальные ожидания шли не от просмотров, а от того, чтобы просто сделать это стабильной историей. Чтобы выходить каждую пятницу в 14:00 — это и было главной задачей.
Арустамян: «Сейчас договариваться с гостями нам, конечно, легче — у нас есть имя. А вот первые год-полтора было сложно, тем более, когда регулярность выпусков каждую неделю. Сложнее всего было заставить поверить в нас, поэтому я очень благодарен нашим первым гостям, которые шли просто под наше честное имя — Слуцкий, Акинфеев, Овчинников, Джикия, Глушаков. Было важно, что процесс прихода гостей такого уровня запустился».
Кстати, продюсерская роль по гостям тоже лежит на Арустамяне. О его роли в «КШ» Казанский говорит так: «Влияние Нобеля на конечный результат и вообще на программу очень масштабное. Очень странно, например, было услышать от коллег после интервью с Карпиным про то как славно потрудилась целая команда продюсеров, чтобы он к нам пришел. Хотя практически всех крутых гостей привел один человек — Нобель».
Арустамян: «Категорических отказов нет, бывают сложности с организацией — например, с кем-то из «Зенита». Очень хотим позвать Федуна и Гинера — но они в последнее время не особо публичные люди. Но желание привести их есть.
Например, из последних гостей мы долго договаривались с Ковальчуком — написал ему после победы в Кубке Гагарина то есть в апреле, но там сначала было празднование, потом отпуск. В итоге осенью подключили Дениса Казанского — благодаря тому, что он хоккейный человек, получилось записаться до Нового года.
— Это самые долгие переговоры по времени?
— Нет, наверное, с Галицким подольше».
Об интервью с Карпиным договорились за пару месяцев до матча с Хорватией, Галицкого вели с первого выпуска
Осень 2021-го стала для «Коммент.Шоу» прорывной — проект сделал сразу три резонансных интервью, которые скорее выходят далеко за рамки привычного формата:
— с владельцем «Краснодара» Сергеем Галицким, который давно не давал интервью, а здесь откровенно рассказал даже о своей тяжелой болезни;
— с главным тренером сборной России Валерием Карпиным (несколько раз). Самый резонансный приход — сразу после решающего матча отбора на ЧМ-2022 с Хорватией, причем проигранного;
— с новым президентом РПЛ Ашотом Хачатурянцем.
Арустамян: «У нас было несколько этапов формирования нашего образа. Мы начинали как «ПрожекторПэрисХилтон», но быстро поняли, что нужно двигаться дальше — в сторону даже не шоу, а полноценного канала на ютубе. Мы поехали в Дубай и сделали прямые трансляции товарищеских матчей в рамках студии. Потом мы стали переходить от абстрактных разговоров к более конкретным.
Затем был Евро, где мы масштабно выступили — резидентами стали Слуцкий, Карпин, Шац и Мартиросян. Запустили Live-формат, причем не просто как стрим, а полноценную трансляцию: несколько камер, режиссер, профессиональный звук.
Когда мы поняли, что вот — теперь мы действительно на уровне полноценного канала, начали обсуждать планы на осень и решающие матчи сборной. С Карпиным разговор мы вели долго — думаю, в итоге помогло то, что у нас давно знает, ему в нашей компании, надеюсь, интересно. Вызовом было не просто «привести к нам Карпина» — он довольно открытый в этом плане человек, ходит много куда. Нужно было придумать формат, интересный в том числе и для болельщиков. Они присылали нам в бот вопросы, и лучшие мы показали в эфире. Ну и конечно, не было никаких договоренностей — это спрашиваем, это — нет. Для нас очень важно доверие аудитории».
Шибанов: «Мы знали, что Карпин к нам придет за месяц до первых матчей сборной [при новом тренере]. Придумали историю с черной комнатой, которая соответствует эстетики «говорить правду и только правду». Поставили волчок из ЧГК, потом поняли, что он был лишним — ко второму приходу отпилили.
— То есть договоренность с Карпиным была настолько заранее и действовала при любых раскладах?
— Да, вне зависимости от результатов. И это круто, что для нас, что для болельщиков. Потому что лично я не могу представить от Карпина такой же искренности, если бы он пришел в другое место. Уверен, что он придет к нам и после стыковых матчей».
Откровенность Карпина на эфире после Хорватии поразила многих — тренер сборной завил, что думает над тем, чтобы уйти из сборной еще до стыков и вообще очень много рефлексировал.
Казанский: «Шок, наверное, слишком сложное слово, но удивление — да, было и сильное. Ему не свойственна такая риторика, а тут вдруг — сомнения. Причем довольно открыто об этом говорить… Удивление было. Ну и я не думал, что это зайдет куда-то далеко — я имею в виду возможный отказ от сборной».
О причинах, почему такие интервью такого уровня спикеров и их актуальности, стали выходить на канале с завидной регулярностью, Казанский отвечает так: «Думаю, приход Сергея Николаевича [Галицкого] во многом поспособствовал тому, что ютуб-формат стал повесткой дня. Плюс повлияла работа на Евро: те эксперты, которые приходили к нам, были, как минимум, сопоставимыми, а иногда и мощнее, чем в телевизоре. Когда Слуцкий и Карпин приезжают анализировать матчи сборной, когда в разборах участвуют Вася Березуцкий и Игорь Акинфеев — это уже очень сильно и уже немного вне развлекательного контекста (хотя одно другому не мешает)».
К слову, приход Галицкого Арустамян по его же словам продюсировал едва ли не с первого выпуска «КШ» с гостем: «[Тему с интервью] обсуждали долго. Он мне постоянно говорил: «Нобель, я помню». Не буду вдаваться в детали событий в жизни Сергея Николаевича — не очень приятных за последний год. Но из-за них процесс его прихода растянулся. Когда я понял, что он готов, мы еще довольно долго обсуждали формат. Ему было важно сделать разговор с несколькими людьми — в этом плане формат «КШ» идеально подошел. Плюс мы вчетвером с Галицким годами общались в неформальной обстановке. Он знал, куда и к кому идет, чего ожидать».
«Единственной просьбой от Галицкого было то, чтобы разговор был не за барной стойкой — он считал неправильным давать интервью на фоне алкоголя, — рассказал исполнительный продюсер «КШ» Владислав Хапсас. — Поэтому сняли другую студию. Разговор продлился два часа — почти все и пустили в эфир. Сергей Николаевич сам сказал: «Я долго не давал интервью, поэтому спрашивайте, о чем хотите». Запретных тем вообще не было.
Единственное, мы не стали задавать вопросы про «Магнит» и финансы, хотя понимали, что аудитории Галицкий интересен не только с точки зрения футбола. Но наши ведущие не особо подкованы в этом — то есть, условно, не смогут даже какие-то уточняющие вопросы задать. Поэтому от идеи отказались.
— От Галицкого какой-то фидбэк был после выхода интервью?
— Ему понравилось. Тем более, много человек посмотрело — в частности, в Краснодаре. Галицкому было важно, чтобы болельщики его слышали».
Шибанов: «Мы стали сильнее. И ребята — как ведущие (именно на ютубе, потому что это очень специфическая площадка), и мы как продашкн стали сильнее в плане картинки, идей, соцсетей. Поэтому то, что у нас стало больше информационного формата — это естественная эволюция. У нас нет плана по таким интервью. И организовать разговор с Галицким, Карпиным или Хачатурянцем — это не вопрос 1-2 дней. Это работа в долгую, это выстраивание отношений. И тут опять же большой респект Нобелю и нашему продюсеру Славе. Это стало возможно только благодаря их работе. Когда у нас выходят интервью уровня Галицкого-Карпина-Хачатурянца — мы становимся продуктом другого уровня. Это стало возможно только благодаря блестящей продюсерской работе.
— После таких интервью у вас нет амбиций основательно зайти на поляну спортивных СМИ и на постоянной основе врываться в информационную повестку?
— У нас не стоит задача быть цитируемыми — хотя мы уже входили в топ-20 по «Медиалогии» задолго до интервью с Галицким или Карпиным. Хочется ли устраивать такие интервью почаще? Конечно, это круто. Когда тренер сборной приходит в ютуб и честно отвечает на вопросы, говорит много неоднозначных вещей. Когда есть активный чат, где можно напрямую главному тренеру сборной вопрос задать. И все это в прямом эфире. Пушка же.
За такие возможности мы, конечно, и дальше будем цепляться. Но плана по цитируемости у нас нет. Нам важнее другое. Как-то я приехал забирать жену с какой-то их женской тусовочки и мне кто-то из ее подруг сказал: «Ой, видела тут у вас на канале интервью с Карпиным — раньше думала, что он сволочь и сам в себе, а оказалось классный мужик. В общем, изменила свое мнение». Сначала впадаешь в ступор, а потом ловишь кайф от того, что эмоции людей, которые бесконечны далеки от футбола».
Казанский: «Мы с самого начала подразумевали, что для нас «Коммент.Шоу» — не работа. Это очень важный момент. Да, это забирает много сил и времени, но это то, что делаешь с большим удовольствием. В этом и есть наше главное преимущество — нам реально это интересно».
«Били яйца об голову Казанского, бросались дротиками, пили настойки»
Со второго года жизни ютуб-канал «КШ» стал активно разрастаться — теперь это каноничный формат с гостем, «Коммент.Live», а также студии во время топовых матчей.
Шибанов: «Почему появились новые форматы? Потому что в единственный формат раз в неделю нам нужно было вместить новости (которые бы не стухали до момента выхода), приколы, гостя + какие-то его факты из его жизни осветить.
Так и родился формат «Коммент.News», который потом перерос в Live — мы записывались вечером, а выходили уже утром. Так мы хоть как-то нивелировали чудовищно быстрое устаревание новостей. А в «КШ» стали делать больше акцент на гостя. Соответственно, если раньше гость был одним из тех, кто обсуждает новости, то сейчас мы их уже обсудили в другой программе. То есть мы до сих проходимся по актуалке, но это скорее триггеры — чтобы выцепить истории из гостя. Фокус сместился — мы стали больше про разговор.
Плюс мы просто-напросто выросли. Недавно вышло 200-е видео на канале, и мы выпустили подборку первых 20-ти выпусков — я прямо офигел от того, каким мы были хулиганьем: били яйца об голову Казанского, бросались дротиками, пили настойки, дарили Геничу стеклянный фаллос — в общем, реально дичью занимались.
Задачей убрать это не было — просто нас стало смотреть больше людей, мы стали более серьезно относиться, переформатировали студию, чтобы не писать впопыхах, а иметь больше времени на съемку. И эволюционно это ушло».
При этом в новом сезоне форматов может стать еще больше: «Мы пришли к тому, что каждому ведущему нужен свой формат внутри «КШ». Пока думаем. Но новые форматы в новом году точно будут».
Подготовка же к стандартному выпуску строится следующим образом.
Казанский: «Естественно, каждый из нас готовится самостоятельно и старается найти какие-то факты, чтобы интересно повернуть беседу. Что же касается командной истории, то за час до начала эфира мы уже собираемся все вместе. У нас есть сценарная группа, которая прописывает новости, которые мы должны обсудить с гостем (хотя это и не must) + ребята придумывают вход/выход в программу, какие рубрики — это довольно большая работа нашего продакшна. «Коммент.Шоу» — это далеко не только четыре человека в кадре».
«Лига плохих шуток» — панчи пишет человек, который запускал «Вечерний Ургант». Шутка про Тедеско — старинный шаблон
Пока что главный скандал в жизни шоу случился в конце октября 2020-го. Иронично, что из-за рубрики «Лига плохих футбольных шуток». В выпуске с Вадимом Евсеевым Денис Казанский зачитал следующий панч: «Что случится, если Тедеско отрубят голову? Будет бегать еще пять минут и выпустит Зелимхана Бакаева».
Шутка еще и попала в максимально неудачный контекст: за пару недель до этого случился теракт во Франции: преподавателя одного из учебных заведений пригорода Парижа обезглавили за демонстрацию карикатур издания Charlie Hebdo на пророка Мухаммеда.
«Спартак» потребовал публичных извинений (которые шоу тут же принесло). Несмотря на это, полыхало еще несколько дней.
Казанский: «Мысли закрыть «ЛПШ» после шутки про Тедеско? Конечно, были. Обсуждали, какой контроль нужен на вдохе и выходе, закрытие рубрики тоже было одним из вариантов. Мы многому научились на этой ситуации, хотя этот тот урок, который не хотелось бы повторять. Наверное, мы могли этого избежать, но…
Шаблон шутки-то старый. Просто мы все на тот момент относились к этому, так… «ну, окей». Мы и про других коллег шутили плохо. Это ведь лига плохих шуток. Просто там все наложилось на контекст. Но у меня не было никаких сомнений, что перед Доменико нужно извиниться».
Шибанов: «Лигу плохих шуток мы спонтанно решили сделать на выпуске со Слуцким — как раз у Леонида тогда была заруба с Дзюбой. Искали интересный формат, решили — давайте попробуем «ЛПШ». Изначально это вообще была разовая история. Но она так залетела, что осталась уже на 70+ выпусков.
— Шутка про Тедеско — пока самый критический момент в жизни шоу?
— Смотря для кого. Для ведущих — наверное, да. Дениса тогда совсем начали закапывать. А так, нас ведь часто хейтят. Например, во время Евро к нам пришел Рома Широков — мы дали ему выговориться, потому что придерживаемся концепции: то, что он сделал (избил судью — Sport24) — очень плохо, это нельзя прощать, но хоронить человека за это не стоит. Он такой, какой есть. Ну и у нас получился самый захейченный выпуск в истории «КШ» — в комментах поливали все.
В случае с той шуткой про Тедеско — глобально это мой косяк, потому что я эту шутку оставил и не считал контекст, поэтому вдвойне было стыдно перед Денисом, на которого все это обрушилось.
— Когда отслушивали не было ощущения, что это ту мач? Как вообще происходит процесс написания и отбора шуток?
— Шутки пишет отдельный человек — Слава. Познакомились с ним на Z+ — проекте, где были великие диалоги как у Варламова и Лебедева типа Москва имеет форму ***** [женского органа], а Питер — *** [мужского органа], поэтому Питер **** [имеет] Москву. Слава как раз был в команде Игоря Порошина, который делал креатив и продакшн первого выпуска, а я на тот момент работал в «Зените».
Он пишет их вместе со своим «comedy buddy» + иногда подключаюсь я. Да и вообще любой из нашей команды мог позвонить Славе и попробовать какой-то сетап довести до готовой шутки. Но 90% шуток — на Славе, потом присылает мне, мы вместе смотрим, что-то убираем или наоборот добавляем. И даем в эфир».
Автор этой шутки — довольно известный в юмористическом мире человек (создатели шоу попросили не называть фамилии: «Болельщиков дурных хватает. Не хотелось бы, чтобы они ему пошли спамить и угрожать»).
Он играл в КВН, затем был автором шуток для легендарной команды «Федор Двинятин» с Александром Гудковым. Затем Вячеслав переехал в Москву и стал работать сценаристом на Первом канале — вместе с Гудковым участвовал в запуске «Вечернего Урганта», а также невзлетевшей на федеральной кнопке «Прожарки».
«Коммент.Шоу» — сейчас мой единственный проект, связанный со спортом, — признается он. — Времени и сил отнимает прилично, но и удовольствия много приносит.
Вся ситуация с шуткой про Тедеско для меня странная — это не самый жесткий панч даже из тех, что вышли в эфир. Там объектом шутки был даже не Доменико, а Бакаев. И мы никогда не ставили целью оскорбить. Это первое правило прожарки, даже самой жесткой — ты должен любить человека, которого стебешь. Иначе получится грязь. У нас рождались ужасные шутки, но мы их никогда не выкладывали в эфир. Реакция на шутку про Тедеско мне кажется просто неадекватной. Это старинный шаблон».
Шибанов: «Плохие шутки — сами по себе довольно токсичный продукт. На Западе в них прямо жестят, а мы это делать не можем — у нас нет понимания, что это юмористический шок. Поэтому обычно нам приходилось быть довольно мягкими. Схема с курицей — это действительно довольно старый шаблон про человека, который постоянно делает одно и то же действие. Как в «Челси» времен Сарри на 60-й минуте железно происходила замена Ковачича на Баркли и наоборот. Тут такой же сетап. Шутка лежала давно — просто я не учел контекст. Понял уже только, когда увидел комменты.
Сразу извинились в соцсетях — пусть и иронично, поставив фото стадиона «Спартака», отсылая к увольнению Карреры. Извинения вообще для нас нетипичны — мы всегда пытаемся быть немного борзыми. Но тут в контексте Франции вышло, и правда, отвратительно».
Самый сложный герой — Евсеев, выпуск с Кашшаи допиливался в Белоруссии без интернета, Комбаров в виде голограммы
На вопрос о самом сложном госте «КШ» практически все спикеры упоминали Вадима Евсеева.
Казанский: «Вообще вопрос всегда к ведущим — это мы можем кого-то не раскрыть или не раскачать. От Евсеева мы ждали немножечко другого и сами виноваты, что не вытащили из него больше, если б были более подкованными.
— А чего ждали?
Вадим Валентинович — один из самых ярких героев нашего футбола, все мы знаем, что происходило во время его карьеры в «Локомотиве». Примерно такую мы и ожидали беседу с ним. А она не получилась, потому что Евсеев уже другой — он тренер. Те истории по ходу карьеры остались в его прошлом. И оттуда достать мы не смогли ничего».
Шибанов: «Был еще один выпуск, когда все пошло не так. Август 2020-го, я уехал в Белоруссию — ездил туда проголосовать на выборы. Ну и начались всем известные события. В общем, единственный раз, когда я не смог приехать на съемку — это был выпуск с Кашшаи.
Сошлось все: Кашшаи был какой-то странный, из-за плохого интернета монтажный файл мне прислали в совершенно убитом качестве со звуковой дорожкой переводчика, который после минутного спича Виктора говорит: «Да, это было довольно сложно». А это четверг — выпуск в пятницу. При этом в стране реально нет нормального интернета.
Спасло то, что я перед поездкой случайно наткнулся на стрим журналистов, которые работали в горячих точках — там они рассказали про VPN, который по платной подписке работал даже в Китае. Уже по дороге в Белоруссию скачал его чисто на всякий случай — в конце концов, 300 рублей всего подписка. Это меня спасло — в гостинице вставил интернет-кабель от телевизора напрямую в ноутбук и с помощью VPN хоть какую-то связь имел. Сражался за каждый мегабайт — половину скачал через телефон, половину через комп.
Кое-как смонтировал, отредачил, отправил продюсеру — но выпуск все равно прошел максимально мимо».
Еще одна персональная боль Шибанова — выпуск с Глушаковым.
«Он не провальный, а самый незаслуженно захейченный, хотя реально крутым вышел. Глушаков был в хорошем настроении, мы круто исполнили тему с баней — веники, халаты, дым-машину пригнали. Денис очень человечным получился, органичным, все поугарали. Классно, в общем. Выпускаешь, заходишь в комменты — а там «Глушак — чудак» и прочий хейт просто за то, что это Глушаков.
Я расстроился. Мне хотелось, чтобы люди сказали: «О, спасибо, что показали человека с другой стороны». Мы ведь это и сделали. Но по итогу все равно словили лишь негатив».
Бывает, что выпуски не заходят и самим гостям.
Казанский: «Тут вспоминается визит Дмитрия Комбарова, когда он посреди программы взял и ушел — правда, это не «Коммент.Шоу» был, а формат студии после матча. Нас это немного потрясло, но продакшн здорово сработал — заменили Диму, который рванул в туалет и не вернулся, на голограмму. Было очень смешно».
Шибанов: «Однажды гость просто не пришел на съемку. То есть собрались, записали первую часть без гостя, дальше ждем его — а он не приходит. И абонент не абонент. Прождали почти до закрытия бара. Тут звонок от героя — оказалось, он с кем-то гулял, потом они куда-то уехали, а он забыл о съемке. «Сорян, я сейчас приеду». А мы не можем уже — бар закрыт.
В итоге пришлось собираться следующей ночью — реально в два ночи записывались и уже через день выпустились. Забавный форс-мажор, хотя в процессе-то было не очень забавно».
Кто не пришел на запись, рассказал Нобель: «Был эфир с Ворониным, который в день съемки не приехал. Нам пришлось записываться ночью во вторник, потому что делать эфир в среду — это убить сон монтажерам».
«У Гурцкая своя уникальная картина мира — шоу нужен такой антагонист»
На втором году жизни «КШ» у проекта появились постоянные резиденты — Тимур Гурцкая и Михаил Шац. Первый стал постоянным ведущим «Коммент.Live», второй иногда подменяет комментаторов в классическом формате.
Шибанов: «Нобель — очень крутой продюсер, и у него прекрасно развито чутье на правильных гостей. Он давно нам говорил — давайте делать какое-то шоу или хотя бы отдельный формат с Тимуром. Я скорее пожимал плечами, не понимал, что он так с ним носится. Ровно до того момента пока Гурцкая не пришел на «Коммент.News». И тут мы все такие: уоу.
У Тимура всегда есть своя позиция по любому футбольному вопросу — не в плане, что всегда он против всех, а скорее какая-то уникальная картина мира. И это очень прикольно для обсуждения — он крутой провокатор в каком-то смысле, с ним сложно быть согласным, но при этом он очень четко обосновывает свое мнение. Для новостного формата такой антагонист очень нужен — поэтому я дико рад, что теперь он участвует в «Коммент.Live» на постоянной основе. Он делает его ярче».
Арустамян: «Я с Тимуром давно знаком, но до 2019 года он был максимально закрытым. Я несколько лет своей жизни потратил на то, чтобы убедить его выйти в публичное пространство. Он поначалу наотрез отказывался, но я проделал определенную продюсерскую и даже психологическую работу, объяснял, что это неправильный подход — он может быть интересен. В итоге я пробил эту стену, он пришел ко мне в шоу «Инсайдеры». Выпуск объективно получился одним из самых содержательных и интересных, после чего Тимур выдохнул и стал чаще появляться в медиа.
Тимур ведь был еще и первым гостем Коммент.Шоу. А когда запускали Live, я сразу понимал, что он должен быть постоянным резидентом в этом формате. Пришлось поуговаривать, но все равно было легче, чем первый раз в 2019-м».
Шибанов: «У Шаца же случилась идеальная химия с ведущими, когда он был гостем на «КШ». Поэтому мы позвали его под студию на Евро в Питере. Тем более все наши сценарные конструкции пишутся под разгоны — а для комиков это стандартная ситуация, поэтому разгоны идут быстрее. И это заиграло — особенно учитывая, что нам сложно было совместить наших ведущих с Карпиным и Слуцким, которых мы позвали в со-ведущие на Евро.
Он круто работает со сценарием, вкидывает какие-то шутки — поэтому с нового сезона мы добавили Михаила в нашу команду. Тем более Нобель постоянно ездит по миру, кто-то заболевает, кто-то уезжает по работе. То, что у нас есть опция с Михаилом (который и сам-то не всегда может — у самого куча проектов) — это большой плюс и кайф для нас.
— Как вообще идея позвать Карпина и Слуцкого под Евро возникла?
Арустамян: «Идея не новая. Во время крупных турниров многие мировые СМИ привлекают на эфиры больших футбольных звезд, в том числе и тренеров. Решили такой же формат на Евро и мы попробовать. А кого звать в России? Карпин и Слуцкий — самые видные наши тренеры, плюс у обоих есть опыт сотрудничества с ТВ, оба были у нас. Никаких возражений от них не было.
Что касаемо Шаца и Мартиросяна — да, они нефутбольные люди, но любят игру, а нам было важно сделать формат чуть шире, чтобы он был понятен аудитории, которая смотрит только большие события».
***
На вопрос как «Коммент.Шоу» превратился, по сути, в главное футбольное ютуб-шоу страны Денис Казанский отвечает так:
«Тут несколько слагаемых. Качественный продакшн: мы привыкли к тому, что ютуб — такая площадка, где можно взять камеру, быстро что-то снять и выложить. Наши ребята зашли немножечко иначе. Это сейчас хорошая картинка — норма, а когда года два назад мы стартовали, без этого можно было обойтись. Но, если бы мы пошли по такому пути, не думали бы о качестве картинки, мы бы вперед не шагнули.
Масштаб гостей — и тут, опять же, скажу о великолепной работе Нобеля. Причем не просто масштаб, а еще и момент, когда они максимально актуальны. Что Ашот Хачатурянц, что условно Азамат Мусагалиев. При этом мы не меряемся количеством просмотров, нет такого, что мы просчитываем: этот гость нам принесет 100 тысяч, а этот — 300. Может, на старте это и было, но сейчас мы на этом поле уже не играем. Но, например, один из сильных выпусков был с Андреем Николишиным. Выпуск понравился абсолютно всем из нас, несмотря на то, что был опасения — нефутбольная же история.
Ну, и я бы не умалял достоинства нашей четверки — мы долго не могли распределить роли так, чтобы случилась химия, но, в конце концов, она появилась. И теперь эту четверку сложно представить как-то иначе. Значит, мы все сделали правильно».
Шибанов: «Что еще важно — мы пытаемся быть искренними. В России очень с этим туго. В Америке есть Player’s Tribune, куда любой игрок может прийти и рассказать свою честную историю. И он будет там воспринят, даже если история абсолютно безумная. Помню, как один игрок рассказывал, как избивал жену. Она его простила, они наладили отношения, но он задается вопросом: а как жить после этого?
И ты понимаешь: человек делал страшные вещи, но глобально ты сочувствуешь ему. Если бы такое вышло в российском СМИ — все, карьера человека похоронена. Вот мы пытаемся быть такой трибуной — для спортсменов, тренеров, руководителей клубов. Где они могут быть искренними и настоящими. Где они могут быть собой.
Журналистика скатилась к кликам — это понятно, ей надо жить. Но самое простое, на чем, можно сделать клик — это накинуть. От этого очень тяжело уходить. Но у нас вроде получается — это и отзывается в людях».