Почему Абрамович не дал денег главному русскому режиссеру. Звягинцев хотел закончить фильм расстрелом олигарха
В декабре 2019 года американский журнал Rolling Stone опубликовал список 50 лучших фильмов мира во втором десятилетии XXI века. Единственной картиной из России, попавшей в рейтинг, стала «Елена» Андрея Звягинцева — драма 2011 года, рассказывающая о семейном убийстве ради выгоды.
После «Елены» Звягинцев выпустил еще две картины, обе из них номинировались на «Оскар»: нашумевший «Левиафан» и «Нелюбовь». Однако после 2017 года режиссер замолчал: в сети появлялись слухи, что он снимает тот или иной фильм, но, судя по всему, каждый раз дело не заходило дальше питчингов.
Одну из идей Звягинцева готов был поддержать фонд «Кинопрайм», учрежденный бизнесменом Романом Абрамовичем. Звягинцев рассчитывал получить от фонда 700 млн рублей — беспрецедентный бюджет для авторского кино. Ниже — все, что известно о несостоявшемся проекте:
- Рабочее название — «Олигарх».
- Первая часть фильма — описанная «всполохами» жизнь абстрактного олигарха в изгнании. Снимать планировали в Испании с аутентичными виллами и яхтами — отсюда и раздутый бюджет.
- На 29-й странице сценария олигарх орально насилует 56-летнюю уборщицу.
- Первая часть заканчивается тем, что олигарха забирают из дома люди в форме. Начинается вторая половина, снятая в псевдодокументальном стиле: главного героя вместе с другими арестованными бизнесменами пытают в камере, заставляя подписать какую-то бумагу.
- В финале бизнесменов сажают в грузовик и долго везут. На рассвете выпускают в поле, расстреливают, закапывают в канаву. По импровизированной могиле долго ездит бульдозер, выравнивая землю. Конец.
Люди из фонда Абрамовича оценили синопсис, но попросили Звягинцева поменять концовку. «Фильм, разумеется, имеет право на существование, просто непонятно, почему его, предположительно, главный герой должен платить за то, чтобы видеть собственную насильственную гибель», — рассказал BBC режиссер, знакомый со сценарием.
Звягинцев, будучи принципиальным художником, не стал менять финал картины. Денег фонд Абрамовича ему не дал. Впрочем, отказали режиссеру скорее из-за убыточности проекта, нежели из-за политической цензуры. Отбить 700 миллионов в прокате таким фильмом было бы нереально.
«Это тот случай, когда нормальную цензуру рынка приняли за вопиющую госцензуру, чего там и в помине не было», — сказал еще один собеседник BBC, пожелавший остаться анонимным.
Любопытно, что Звягинцеву предлагали снять то же самое кино за три миллиона долларов в Краснодарском крае. Главный русский режиссер не пошел на компромисс и в этом случае, все так же настаивая, что съемки нужно провести в Испании. Черноморское побережье не подходило фильму и чисто логически. Алушта или Геленджик — не те места, где беглый олигарх будет скрываться от силовиков.
Звягинцев (слева) беседует с Николаем Солодниковым
В интервью ютуб-каналу «ещенепознер» Звягинцев назвал еще три дорогостоящих проекта, которые он хотел бы реализовать:
- Фильм про Великую Отечественную войну: зимний Ленинград в период блокады, Бабий Яр.
- Фильм, действие которого происходит в 1015 году в Киевской Руси. Дорогостоящая декорация — деревянный Кремль.
- Фильм про Древнюю Грецию. Его режиссер описал так: «Триеры из дерева, весельная команда, остров Делос, огромная фигура бога Аполлона и поклонение ему, и жрецами одномоментно приносятся в жертву 100 быков».