Fan ID вслед за футболом придет и в хоккей? Влиятельный босс «Авангарда» Крылов не видит проблем
FAN ID — это тема, которую за последнее время в российском футболе обсуждают и осуждают охотнее всего. Болельщики негодуют, фанаты бастуют, клубы не в восторге, но вынуждены подчиниться. Посещаемость предсказуемо падает. Уже и Андрей Аршавин в эфире «Матч ТВ» выступил с критикой так называемой «карты болельщика», понадеявшись, что прямая линия с Владимиром Путиным сможет дать этому закону обратный ход.
На этом фоне хоккей выглядит оазисом. Никаких тебе карт болельщика. Теплые комфортабельные стадионы. В Новосибирске, Омске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде и вовсе строятся ультрасовременные арены. Цены на билеты, как правило, ниже, чем стоимость похода на футбол. А еще на хоккее почти нет классических фанатов. Тех, что зажигают файеры, дерутся между собой, а уши от чьих кричалок скручиваются в трубочку. Собственно, это есть и одна из причин того, что злосчастный Fan ID пока не добрался до хоккея.
Тем удивительнее слышать, что кто-то из хоккейного мира выступает за Fan ID. Может быть, не за незамедлительное внедрение, но как минимум высказывается не против этой инициативы. Столь неожиданную реплику журналисты услышали от Александра Крылова. Председатель совета директоров «Авангарда» — человек деятельный и прогрессивный. Его команда за четыре года практически с нуля привлекла публику в Балашихе, а прямо сейчас в Омске строится крутой 12-тысячник. Повернутость лицом к болельщикам никак не вяжется с позицией по Fan ID.
«Я вообще не вижу никакой проблемы в Fan ID. Мне кажется, эта ситуация раздута искусственно. Среди футбольных фанатов есть какие-то представления, наверное. Мне кажется, что в хоккее таких проблем не будет точно. Насколько знаю, это оформляется очень быстро. Не вижу никаких проблем. Тем более цифровые сервисы у нас в стране с точки зрения МФЦ одни из самых качественных и быстрых. Это точно. Я знаю, что говорю, потому что мы много делаем IT-проектов как «Газпромнефть». И именно эта услуга у нас на очень высоком уровне, поэтому я не вижу никаких проблем оформить», — считает Крылов.
Символично, что сказано это было на фоне стадиона «Фишт», на котором в воскресенье сошлись местный «Сочи» и «Пари НН». Посмотреть на этот матч собралось всего 3334 зрителя. Ничтожная аудитория сама по себе, а в чаше 40-тысячника и вовсе теряется. За несколько часов до футбольного матча на соседней арене «Шайба» встречались СКА и «Авангард» Крылова. Посещаемость этой предсезонной игры, хоть и с участием топовых соперников, превысила аудиторию матча РПЛ. Это ли не показатель того, как преграды вроде карты болельщика влияют на заполняемость арен?
Прямо сейчас Крылову, как руководителю клуба, переживать о посещаемости не приходится. Абонементы на следующий сезон разлетаются, сайт продаж падает от перегрузок, есть спрос даже на VIP-ложи. Возможно, на первых порах даже цена на билеты не так уж сильно будет волновать омских болельщиков. Настолько силен их голод по хоккею, который нужно срочно утолить. Как никак, целых четыре года они были вынуждены любить «Авангард» на расстоянии.
Но так будет не всегда. Эффект новизны пройдет, а 12-тысячный стадион как-то надо будет наполнять на постоянной основе. В горе и в радости. Fan ID тут точно не помощник. Мало того, что часть болельщиков не будет его оформлять принципиально, а о возможности пойти на хоккей спонтанно можно фактически забыть, так еще и ощутимых «пряников» в дополнении к карте болельщиков не наблюдается. В футболе таковым могло стать пиво, но во многих городах на хоккее продажа этого напитка на стадионах де-факто уже легализована. Так было и в Омске до переезда команды.
Почему вообще заявление Крылова так важно? Его, конечно, можно рассматривать как мнение частного лица, но давайте посмотрим с другой стороны. Александр Владимирович — не просто председатель совета директоров «Авангарда». Он топ-менеджер «Газпромнефти», то есть одной из самых могущественных компаний в стране. Еще он входит в совет директоров КХЛ — орган, который принимает ключевые решения в нашем хоккее. А по словам самого же Крылова он был среди тех, кто продавил пришествие букмекеров в хоккейные клубы. То есть речь идет о влиятельном человеке с определенными рычагами. Оттого и тревожно.
Впрочем, вспоминая, что коллега Крылова по «Газпромнефти» Александр Дюков еще и президент РФС, все это может быть ничем иным как корпоративной этикой. Негоже ведь критиковать то, что твои ближайшие соратники с большим скрипом пытаются продвигать в массы.