Автор культовой песни нулевых страдал шизофренией. Его сравнивали с Элтоном Джоном, но он оказался брошен всеми
Имя Николая Воронова вся страна узнала в 2009 году, когда песня «Белая стрекоза любви» в исполнении группы Quest Pistols звучала практически отовсюду, став одним из главных хитов поздних «нулевых». Странноватый, но очевидно талантливый парнишка в тот период часто появлялся в телешоу, но, как только песня начала спускаться в чартах все ниже и ниже, оказался не нужен никому. Хотя музыка, которую он продолжал сочинять, была намного сложнее и интереснее простенького шлягера, который сделал его звездой.
«Белую стрекозу любви» Воронов написал за 5 лет до того, как она стала всем известной — в 2004-м, когда Коле было 10 лет. Увлеченный классической музыкой, мальчик счел творение несерьезным и на несколько лет забыл о его существовании. Тем более, что к тому моменту Воронов уже давал концерты: первый — в университете «Дубна», где работал его отец:
«19 марта 2004 года я играл свой первый и очень блестящий концерт в этом университете. Собралось огромное количество слушателей, и все они с воодушевлением наслаждались тем, что я делаю. Вообще, я помню все концерты, и с каждым из них у меня есть своя ассоциация».
Правда, больше Воронова привлекали не выступления, а процесс создания музыки: «Я свои сочинения не создаю сразу. Предпочитаю подумать и осмыслить их. И я никогда не действую одинаково. Меня интересует каждый звук. Музыка — это игрушка. Когда вы держите что-то в руках, вы наслаждаетесь этим или бросаете кому-то еще, отдаете другому человеку, которого любите или не любите».
Зная об этом, отец Николая подарил ему синтезатор. Тогда Воронов и вспомнил о «Стрекозе» и решил поэкспериментировать, сделав песню в поп-обработке. Результат молодой музыкант загрузил на You Tube — песня мгновенно стала интернет-хитом и мемом.
А потом ею заинтересовались Quest Pistols.
«Дело было в 2009 году, мы уже выходили на русский рынок, — вспоминал солист группы Никита Горюк. — У нас была пиарщица в России, Ксения Маренникова, и она как-то раз прислала нашему продюсеру Юрию Бардашу, у которого было плохое настроение, ссылку на видео из YouTube cо словами: «Юра, не грусти». Там Коля Воронов исполнял «Белую стрекозу любви» в каком-то актовом зале на Casio… Все это было такое аутентичное».
Бардаш быстро понял, что перед ним потенциальный хит и предложил послушать участникам группы — всем, кроме Горюка, первоначально она не зашла, пока не нашли нужное звучание: «Я сказал, что куплеты очень напоминают Юрия Антонова. А Антонов — главный хитмейкер страны и в то время, и сейчас. Мы проанализировали, что песня интересна в интернете и уже тогда заходила как мем. Плюс в нашей обработке она звучала бы лучше… Без аранжировки песня в его исполнении звучала как-то космически. Тогда мы поняли, что если причесать это все, то получится интересная песня, и на волне этого известного видео — тогда еще не было понятия хайпа — мы и хотели выехать».
Колю вместе с отцом позвали на запись песни в Киеве. Музыканты оперативно сняли на нее клип — и сорвали джек-пот.
«Стрекоза» дала нам дорогу и в Россию, и в Казахстан — признается Горюк. — Песня продвинула нас вперед. Причем это был синтез какой-то: татуированные сумасшедшие парни поют откровенную попсу, а видео и аранжировка не соответствуют этому всему. Мне кажется, именно это и дало такой резонанс. Хотя вначале все воспринимали песню как дурацкий мем, не относились к ней серьезно».
Звездой стал и сам Воронов: его звал в шоу Малахов и приглашал к сотрудничеству Децл, первый концерт Николая в Москве в клубе «Солянка» собрал 1500 человек. Один из главных музыкальных критиков того времени Артемий Троицкий (признан Минюстом РФ иностранным агентом) предлагал послать его на Евровидение:
«Если в Штатах теперь президент — негр, то почему бы не послать на «Евровидение», пусть, и диковатого, но талантливого Воронова. Его аналогом в 20 веке был Элтон Джон и Джереми Льюис. По технике игры на фортепиано он, конечно, отстает от Курехина, зато поет гораздо лучше. «Стрекоза» — максимально достойно представит Россию как страну необузданных талантов».
На Евро песню не послали из-за несоответствия условиям конкурса — туда допускаются только те композиции, которые ранее не исполнялись. Но зато Троицкий (признан Минюстом РФ иностранным агентом) вручил Воронову свою премию «Степной волк» в номинации «Нечто».
Quest Pistols были готовы продолжать работу с Вороновым, но у нестандартности Коли была и обратная сторона: «Мы изначально хотели больше сотрудничать, но все знают, что у Коли есть проблемы с психическим здоровьем. Коля — талантливый музыкант. Он может и классические произведения исполнять на хорошем, достойном уровне. Просто творческая жилка в нем взяла верх, и он зарылся полностью в сочинение. Если с ним отрепетировать какой-то материал, то можно спокойно дать концерт, даже камерный. Все упрется в репетиции и в адекватность отношения друг к другу».
Воронов в интервью старался обходить тему здоровья, отвечая на вопросы по этой теме так: «Болезнь — это некоторого рода странность. Их не существует в принципе. Но вот это не обо мне. Это несуществующие гадости, а я не очень люблю говорить о негативе. Я выживаю и, даже находясь в странных ситуациях, всегда могу поднять себе настроение». Но в недавнем интервью все же признался, что имеет диагноз шизофрения.
Несмотря на это, Воронов продолжил заниматься классической музыкой, но от былой популярности не осталось ни следа. Николай еще несколько раз появлялся на телеке. Сначала в «Давай поженимся», где выбрал фриковатую селебрити Свету Яковлеву:
А через год появился на украинском «X-Факторе»:
Но все это скорее было напоминанием о старом, когда-то популярном, но уже отжившем свое, меме.
Пару лет к Воронову приезжали журналисты RT, которые так описали его быт: «В свои 28 лет он живет с родителями и дедушкой в старой пятиэтажке на северо-востоке Москвы. В квартире, в которой уже давным-давно никто не убирался и не делал ремонт, Николай занимает тесную комнатушку. Пол в ней застлан облезлым советским ламинатом, у стены старый шкаф, на котором стоят фотография Воронова в юности и портрет его отца. Старый синтезатор, фортепиано, ноты и слабенький компьютер — все покрыто пылью».
Сейчас Воронов живет на роялти со своего главного хита, а также пенсию по инвалидности, которую ему, как он сам утверждает, оформили по ошибке. А о «Стрекозе» он сейчас рассуждает так:
«Я сейчас жалею об этом. Песня, безусловно, хит. Но авангард мне ближе, чем вся эта поэтика. Хотя вы понимаете, что я сейчас шучу, абсурдирую. Но песня в любом случае бы «выстрелила», потому что у меня есть харизма, все качества настоящего артиста. У меня любой трек взрывает мозг, прежде всего мою вселенную. Тех, кто флексит, может взрывать что угодно. Face (признан Минюстом РФ иностранным агентом), Элджей, например».
Если по долгосрочной популярности Воронов до перечисленных исполнителей не дотянул, то по резонансу главного творения точно может поспорить. «Белая стрекоза любви» в исполнении Воронова звучала даже в Новогодней ночи на Первом канале. Спустя почти 20 лет после ее написания.