Показал откровенные сцены и пропагандировал измены. За что режиссер «Белорусского вокзала» стал изгоем в СССР
Режиссер Андрей Смирнов вполне мог бы построить успешную карьеру в советском кинематографе. Во второй половине прошлого века он снял несколько удачных картин и заслужил уважение среди коллег и любителей кино. Главную народную славу ему принес трогательный «Белорусский вокзал». Но все испортил один эксперимент, на который Смирнов пошел сознательно. После «Белорусского вокзала» он снял фильм под названием «Осень», который по своему сюжету оказался неугоден советской власти. Как результат — картина режиссера пусть и вышла в прокат, но не получила должного распространения — фильм начали показывать ограниченно, а потом и вовсе положили на полку. А сам Смирнов по воле высших политических руководителей оказался в «режиссерском бане» на долгие годы. Рассказываем эту историю подробнее.
О чем фильм «Осень»?
В новой картине Андрей Смирнов хотел наиболее полно отразить те проблемы и спорные вопросы советского общества, которые другие люди даже боялись обсуждать вслух.
Главные герои фильма в лице Натальи Рудной (Саша) и Леонида Кулагина (Илья) — выходцы из интеллигенции. Они знали друг друга с детства, но в определенный момент их пути разошлись. Илья женился, но несчастлив в браке. У Саши была идентичная ситуация, но к моменту встречи со своим старым знакомым она уже успела развестись. Случайно встретившись, Саша и Илья поняли, что между ними промелькнула искра. Забыв обо всем, они решили на неделю арендовать комнату в избе одного из далеких сел. Там они днями напролет занимались любовью, отдыхали и наслаждались жизнью. Фильм как бы намекает, что нет ничего постыдного в следовании своим чувствам и желаниям, даже если дома тебя ждет семья. Такой посыл совершенно не входил в концепцию советского мироустройства.
Что не понравилось цензорам?
В «Осени» Смирнов разрушил сразу несколько фундаментальных принципов, на которых строилась вся советская жизнь. Во-первых, он излишне романтизировал измену, подав ее зрителю как нечто хорошее. Во-вторых, режиссер поставил на первое место любовь, чувства и отношения между людьми, а не верность партии или следование общепризнанным идеалам. В-третьих, в фильме затрагивается проблема деторождения. Главные герои относились к ней просто и легкомысленно. Для советской власти транслирование подобных ценностей было сродни выстрелу в ногу.
Разумеется, не устраивала цензоров и откровенная постельная сцена любовников. Сейчас она выглядит достаточно целомудренной, но не по меркам кино СССР.
Что стало с фильмом?
В отличие от большинства картин подобного плана, «Осень» все-таки вышла в прокат. Но при этом власти сделали все возможное, чтобы этот фильм не получил массового распространения и не завоевал популярность. В некоторых республиках его и вовсе запрещали. А в большинстве кинотеатров детище Смирнова крутили в неудобное для зрителей время. А потом просто положили на полку.
«Меня просто вызвали к Сизову и приказали: «Вот это, это, то и еще вон то — вырезать». Я снимал картину три месяца, а сдавал, кажется, семь, причем от меня до последнего требовали убрать кульминационную сцену в пивной, без которой все остальное становилось бессмысленным. Я понял, что дальше отступать некуда, и написал три отчаянных письма — в ЦК КПСС, в Союз кинематографистов и в Агентство по авторским правам. Как ни странно, это помогло. Меня снова вызвали, и Сизов сказал: «Ну вырежи из нее хоть что-нибудь!» Я не тронул ни кадра, а написал, что выполнил указание. Никто этого не заметил, но все равно я получил по полной: в Москве картину не выпустили, на Украине запретили, Свердловский обком снял с проката. Никакой рекламы, ни одной рецензии. Как будто фильма не было», — рассказывал Смирнов.
Фактически показ жестокой правды жизни стоил советскому режиссеру его карьеры — ему вынесли запрет на съемки новых работ. За следующие годы существования СССР Смирнов не снял ни одного фильма.