У великого Вагнера была извращенная привычка. Как он объяснял эту свою страсть?
Легендарный немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер создал множество потрясающих музыкальных произведений: например, цикл опер «Кольцо нибелунга» или драму «Тристан и Изольда». Но его жизнь была наполнена не только музыкой: в ней случались бурные любовные романы, нищета и преследования кредиторов, участие в восстании в Дрездене, где он познакомился с известным российским революционером Михаилом Бакуниным, и вынужденная эмиграция из Германии.
Музыку Вагнера, который был открытым антисемитом (кстати, произведения композитора до сих пор находятся под неофициальным запретом в Израиле), превозносил главный нацистский преступник Адольф Гитлер. А сам Вагнер, хоть и умер задолго до того, как к власти в Германии пришли национал-социалисты, косвенно, но крайне заметно повлиял на идеологию немецкого общества в начале XX века. Его жуткие идеи, несомненно, оказали влияние на больное сознание Гитлера, воздвигнувшего идеологию Третьего рейха на терроре против евреев.
Неудивительно, что такой неординарный человек, как Вагнер, окружил свою жизнь рядом неординарных же привычек. Главная из таких — пристрастие сочинять музыку в особой обстановке. Рихард традиционно окружал себя шелковыми подушечками и саше с цветочными лепестками, а в ванную, стоявшую в углу, он выливал целый флакон одеколона. Такой антураж не мог не влиять на куртуазную атмосферу вагнеровской музыки.
Также некоторые исследователи отмечают, что Вагнер со временем настолько полюбил шелк, что начал носить исключительно шелковое нижнее белье. Правда, в этом было и рациональное зерно: композитор постоянно страдал от рожистых воспалений кожи. Именно болью он объяснял нежелание надевать на себя вещи из ткани, которая почиталась в обществе «более пригодной» для мужчин.