«Ред Булл» опять прокатил Квята. Чем русский гонщик хуже дебютанта из Таиланда?
В чем дело?
Сегодня «Ред Булл» объявила составы двух своих команд Формулы-1 на будущий год. Место рядом с Максом Ферстаппеном (у него контракт был изначально) в главной команде займет Алекс Албон. А российский гонщик Даниил Квят продолжит выступать за «Торо Россо» в паре с Пьером Гасли. Хотя команду россиянин и француз все же сменят — с 2020 года «Торо Россо» переименует в «Альфа Таури». Однако не поменяется суть: Квят будет выступать за младшую команду концерна.
Это плохо?
И да, и нет. Нельзя забывать, что осенью 2017-го Квят вообще вылетел из Формулы-1 и вернулся в нее лишь прошедшей весной. Многие говорили, что новый шанс россиянину дали лишь от безысходности — у «Ред Булла» просто не было молодых пилотов с достаточным количеством баллов суперлицензии для выступления в Ф-1. То есть команда даже формально не могла взять вместо Квята какого-то новичка.
При этом первую половину сезона Даниил проехал очень здорово. Он шел в первой десятке в чемпионате и принес «Торо Россо» первый подиум со времен Себастьяна Феттеля. Но когда в августе Пьер Гасли окончательно разочаровал «Ред Булл», на его место продвинули не Квята, а Алекса Албона — дебютанта, который был партнером Даниила в «Торо Россо».
Логика в действиях «Ред Булла» была: Албон уступал Квяту, но не сильно, а опыта имел намного меньше. В команде прямо заявили, что хорошо знают способности россиянина, а вот тайца (Албон вырос и родился в Лондоне, но выступает за родную страну своей матери) хотят посмотреть в деле.
Дальше мнение команды несколько раз менялось. Сначала говорилось, что претендовать на место напарника Ферстаппена будут все трое — Албон, Квят и Гасли. Потом, в сентябре, советник команды Хельмут Марко вроде бы списал Даниила из этого соревнования. Но в ноябре опять вернул.
К сожалению, все эти обсуждения и перестановки прошли на фоне не лучшего отрезка для Квята. В начале осени он был быстр, но вмешалась техника: в сентябре мотор подводил Даниила на тренировках, в квалификациях и в гонках, лишив доброго десятка очков. А затем, кажется, занервничал уже сам пилот. Иначе трудно объяснить две отчаянные атаки Квята на последних кругах двух последних Гран-при. Причем если в США он хотя бы пытался прорваться в очки в последний момент, то в Мехико Даниил уже ехал в очковой зоне, а из-за аварии с Хюлькенбергом получил штраф и вылетел из десятки.
Помимо этого Квят проигрывает новообретенному напарнику Гасли и по квалификациям (2-5), и по очкам (7-14).
Вот и получается, что после первой половины сезона мы вправе были бы ждать повышения для Даниила. Но на фоне осенней части сохранение места в Ф-1 — уже плюс.
А Албон действительно так хорош?
Судить о способностях Алекса по осенним гонкам никак нельзя: запрыгнуть в машину по ходу сезона всегда тяжело, а новичку и подавно. Вероятно, в «Ред Булле» тоже приняли это в расчет, решив дать тайцу провести с командой полноценное межсезонье и показать себя весной.
Однако и семи этапов Албону хватило, чтобы показать свою способность быть неплохим вторым пилотом. Да, Алексу пока очень далеко по скорости до Ферстаппена, но в отличие от Гасли он не проигрывает конкурентам из команд-середняков.
В «Ред Булле» перед уходом Гасли говорили, что им нужен полноценный второй пилот, который поможет Ферстаппену вести борьбу в Кубке конструкторов и будет биться с другими гонщиками из команд первой тройки.
Пока Алекс справляется лишь с первой задачей, стабильно привозя очки — из-за нестабильности Макса у тайца по осени набралось даже больше баллов, чем у его звездного напарника. Хватит ли ему сил биться с «Феррари» и «Мерседесом», покажет только сезон-2020. Но пока трудно сказать, что он не заслужил своего места. В этом году он самый стабильный среди всей тройки претендентов на место в команде, и это отдельно подчеркнул глава «Ред Булла» Кристиан Хорнер: при объявлении о контракте с Алексом он отметил, что таец все семь гонок за команду завершил в первой шестерке.
А что думает Квят?
Даниил известен как закрытый гонщик, который тщательно подбирает слова. Он не выпускал эмоции в разговорах с журналистами, даже когда его выгоняли из «Ред Булла» в 2016-м и «Торо Россо» в 2017-м. Поэтому делать выводы из его заявления не стоит. Однако на словах россиянин выглядит вполне спокойным:
«Я по-настоящему доволен, потому что мне комфортно в этой команде. Я хорошо знаю ее, а она — меня. У нас были приятные совместные моменты, такие как подиум в Германии. И я благодарен за возможность и дальше выступать в Формуле-1», — приводит слова Даниила пресс-релиз.
И чего теперь ждать?
Во-первых, жесткой рубки с Гасли в следующем сезоне. Пьер провалил первую половину чемпионата и упустил свой шанс в «Ред Булле», но год назад в «Торо Россо» он был очень силен, да и теперь стабильно приезжает в очки. Гасли уже давно считают большим талантом, и победа над ним была бы сильным козырем в рукаве Квята.
А дальше будут и новые возможности. Во-первых, не факт, что Албон полностью удовлетворит боссов «Ред Булла». А во-вторых, через год истекает контракт у Ферстаппена, и пока непонятно, захочет ли Макс остаться. Так что шансы еще есть, и их точно больше, чем было год назад.
22 марта 2022 года решением суда компания Meta, социальные сети Instagram и Facebook признаны экстремистской организацией, их деятельность на территории РФ запрещена.