Другие виды спорта
17 июля 2020, Пятница, 12:00

Эстафета огня Олимпиады-1980: 5 тысяч км по земле, любопытный десантник и опасная живая лестница из солдат

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Главное об огне московской Олимпиады.

Сложная разработка

Факел Олимпиады — дело серьезное. Над его созданием трудились лучшие советские умы. Сначала ответственную миссию хотели доверить японцам. Даже выделили на проект огромную по тем меркам сумму в $30 тыс. Но идея азиатских коллег в виде палки тростника огранизаторам Игр пришлась не по душе, и мы начала разрабатывать факел сами.

Создателями стали сотрудники и рабочие НПО имени Климова. Спустя месяц после начала работ группа представила результаты и после одобрения сверху запатентовала изделие как изобретение СССР под N 729414.

Задание было непростым. Необходимо, чтобы огонь горел не менее 10 минут при высоте пламени факела от 300 до 500 мм (иначе мог или потухнуть, или обжечь спортсмена). Вес не мог превышать одного килограмма, а длина от 500 до 650 мм.

Добавила сложностей странная просьба греков. Факел непременно должен был иметь аромат оливкового масла. Авторов Олимпиады огорчать нельзя. Поэтому пришлось вмонтировать в изделия небольшие капсулы с маслом, которые при горении пламени давали ему нужный аромат и окрашивали пламя в розовый цвет.

Дизайн факела был выполнен по рисунку художника завода Бориса Рогачева.

Из-за бойкота организаторы Игр столкнулись с новой проблемой. Япония поддержала США и отказалась от договоренности по производству первой партии факелов. Пришлось срочно искать нужные мощности в нашей стране. К заводу Климова подключились еще два ленинградских предприятия — завод «Северный» (делали корпуса), и завод электроавтоматики (рукоятки). Сборка изделия проходила практически круглосуточно.
Всего было изготовлено 6200 факелов.

Некоторые из них до сих пор можно купить на авито. Цены в районе 100-200 тысяч рублей.

Эстафета и любопытный десантник

Эстафета была необычной из-за своей простоты. До этого в страны-хозяйки факел доставляли иначе: перевозили в самолетах, на кораблях, автомобилях. Но в 1980-м политическая обстановка была сложная. Поэтому и решено было проложить достаточно стандартный путь — торжественное зажжение в Олимпии и путь длиною в пять тысяч километров через Грецию, Болгарию, Румынию и СССР (территории современных Молдавии, Украины и России).

Огонь начал путь ровно за месяц до старта Игр — 19 июня. В эстафете приняли участие около 5,5 тысяч человек. Больше половины из них представляли нашу страну.

В СССР факел внесли 5 июля, а первым после пересечения границы пробежал с огнем легкоатлет-стайер олимпийский чемпион Петр Болотников.

Почетное право нести факел предоставили передовикам производства, лучшим спортсменам, победителям профсоюзно-комсомольских кроссов и соревнований комплекса ГТО. Желающих было около полумиллиона человек.

Легенды гласят, что по пути следования факела происходило немало курьезов — иногда огонь гас, иногда его роняли. Но советская пресса об этом, естественно, не писала. Сопровождал факелоносцев специально созданный микроавтобус РАФ-2907. В задней части машины располагался изолированный отсек для хранения шести олимпийских факелов: три лампы горели постоянно, еще три находились в резерве.

Огонь постоянно находился под серьезной охраной. Накануне финиша в Москве он ночевал в Подольске. Местное издание цитирует милиционера, который был ответственен за хранение главного символа Олимпиады.

«Мы с сержантом находились у огня, а вокруг здания несли дежурство десантники. Часа в четыре утра я решил проведать, что делается наверху. Ко мне подошел один из десантников: «Можно посмотреть, что это за огонь такой?» Спустившись вниз, он посмотрел на факел. Конечно, в мыслях обычных людей священный огонь и факел должны были выглядеть как-то сказочно.

Удовлетворив свое любопытство, десантник пошел обратно в оцепление. Не прошло и минуты, как я услышал грохот и звон разбитого стекла. Выхватываю пистолет, выскакиваю в холл, а там — зрелище не для слабонервных. То ли от бессонной ночи, а может, потому что с утра над землей стелился туман и видимость была плохой, десантник стал выходить не через двери, а прямо сквозь стекло. И ведь прошел, подтвердив тем самым пробивную репутацию десантника», — цитирует сотрудника правопорядка «Подольский рабочий».

Финиш в запрещенной обуви

В день открытия Олимпиады огонь пронесли по проспекту Маркса, Волхонке, Метростроевской улице, Комсомольскому проспекту, после чего участники эстафеты направились в «Лужники», которые тогда назывались стадионом имени Ленина.

Из-за того, что церемонией открытия и эстафетой огня занимались разные люди, на самом финише возникли проблемы. По пути следования легендарного баскетболиста Сергея Белова к чаше сидел фон — несколько тысяч волонтеров, которые переворачивали флажки, создавая цветные картины. Как преодолеть это скопление людей? В итоге огонь решено было нести по дорожке из белых щитов, которую держали солдаты.

Самые серьезные проблемы Белов испытал не на самой церемонии, а на генеральной репетиции, которая прошла в «Лужниках» за двое суток до начала Игр.

«Дождь шел целый день. А щиты, по которым я должен был взбежать к чаше, представляли собой обыкновенные крашеные куски фанеры. Было очень скользко».

Один из очевидцев вспоминал, что ноги баскетболиста скользили настолько сильно, что можно было изучить всю анатомию его мышц.

После репетиции Белов переживал, что может упасть или получить травму. Организаторы решили проблему, прибив поперечные планки вроде ступенек. Однако олимпийский чемпион — 1972 этого не знал и нашел свой выход — надел шиповки «Адидас». Хоть и официальным поставщиком была японская фирма «Мизуно». Спортсмена ругать не стали, а вот чиновникам досталось.

Подписывайтесь на канал Sport24 в Яндекс.Дзене

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0