Не захотел оставаться на Украине и стал русским, прославил страну на весь мир: подвиг супергонщика из Сум
Летняя Олимпиада-1988 в Сеуле — последняя в истории, в которой принимал участие СССР. На корейских аренах наши спортсмены одержали огромное количество побед и уверенно выиграли медальный зачет. Одну из золотых наград забрал себе велогонщик Александр Кириченко, сенсационно победив в гите.
Родился Александр в 1967 году в Сумах. Его спортивный путь начинался в дзюдо, но затем состоялось знакомство с велосипедом — в спортшколе «Украина». Кириченко достаточно быстро прогрессировал и добился включения в сборную страны.
В олимпийском Сеуле 21-летний Александр совершил настоящий подвиг: дело в том, что дистанцию велогонщик преодолел со спущенным колесом — об этом стало известно не сразу.
«Как потом выяснилось, он выиграл эту первую в своей жизни олимпийскую гонку «на одном колесе» и на честном слове. Все силы и чувства отняла та чудовищная по напряжению и такая короткая дистанция. До этого известный лишь немногим специалистам, он стал в тот вечер первым. Первым в истории советского велоспорта, кто сумел выиграть гит на Олимпиаде», — писало издание «Все Сумы».
Еще более нервно сложился постолимпийский чемпионат мира — во время преодоления дистанции у Кириченко отломался руль! Дело в том, что накануне отбора на ЧМ Александр упал, выполняя ускорение с виража, удар пришелся в руль. Осмотр выявил деформацию трубы в месте ее входа в усилитель, а также трещину в месте присоединения кронштейна крепления к коронке вилки. Присутствующие на тренировке представители Центрального конструкторского технического бюро велостроения (ЦКТБ) предложили спортсмену сразу заменить руль, но тот отказался — мол, руль выправят, а к этой конфигурации руля он привык. Тогда было решено выпрямить крепление и заварить трещину. При этом в ЦКТБ настаивали, что с рулем из алюминия так поступать нельзя и все же лучше произвести замену, однако Кириченко отказался.
На этом руле Александр выиграл чемпионат СССР, провел несколько тренировок перед ЧМ. Само мировое первенство проходило в Лионе, впоследствии выступление на нем Кириченко назовут «лионской драмой».
«Во многом я сам виноват в произошедшем. Не настоял вовремя, чтобы сменили руль, который уже с лихвой отработал свое. Он сослужил мне отличную службу: на этой машине я стал чемпионом страны, зимним и летним, обладателем Кубка СССР, победил в «Большом призе Тулы», выиграл соревнования на призы «Аэрофлота», завоевал золото Игр-88 в Сеуле и, наконец, побил мировой рекорд, к которому, девять лет никто не мог подступиться. Но… Во-первых, не было руля такой формы, которая бы меня устраивала, да и менять что-либо в столь счастливой машине накануне чемпионата мира не хотелось. Помните? «Коней на переправе не меняют!».
Но к «Тахиону», изготовившему когда-то этот руль, претензий у меня нет. Только благодарность», — рассказывал потом Кириченко, взявший в итоге с половинкой руля бронзу.
Через год Александр чемпионский титул все-таки забрал. А дальше случился распад Советского союза. Олимпионик принял решение остаться в России, получил российский паспорт. В его жизни еще будут две Олимпиады — под флагом с пятью кольцами в Барселоне и под бело-сине-красным в Атланте, но больших международных побед больше не случилось.
«Конечно, карьера могла быть ярче и насыщеннее, но ее развитие пришлось как раз на тот перестроечный момент, когда рушилось все: кто выжил, тот смог, кому повезло — принял участие в следующих Олимпиадах. Но могу с гордостью сказать: три Олимпиады я проехал, одну из них выиграл. И будь она первая или третья — это неважно: звание олимпийского чемпиона вечно, и приставки «экс» к нему не существует. Вот титул чемпиона мира нужно отстаивать каждый год.
Да и чемпионом мира стать престижно — а я им стал в 1990 году. И на ЧМ ничуть выступать не легче, даже сложнее, потому что ежегодно появляются новые молодые имена. Да и каждый год отстаивать это звание — психологический груз и большое давление. А спортивную карьеру я завершил в 33 года, став трехкратным чемпионом России и уйдя с велотрека непобежденным: принял участие в трех (из четырех) спринтерских дисциплинах и во всех одержал победы! Считаю, что могу этим гордиться. В принципе, своей спортивной карьерой я доволен», — говорит Кириченко.
После завершения карьеры чемпион Сеула работал детским тренером по ВМХ, а также вошел в состав президиума Московской федерации велосипедного спорта.