Сексуализация мужчин в кино: как полуобнаженные герои стали нормой в современных фильмах
Секс, как известно, продаст все, что угодно, в том числе это относится и к сфере кино. Однако под сексом по умолчанию подразумевается женское тело, ориентированное на потребителя-мужчину. А вот женский взор ублажать вроде как и не положено. Но к радости дам тренд на раздевание парней в кадре в последние годы набирает обороты — об этом говорят даже цифры.
Начало тенденции
Согласно сведениям, приведенным в The Economist, мужское тело стало сексуализироваться чаще с начала 2010-х годов. Вот какие данные, актуальные на тот период, приводятся в статье:
- «В 2014 году 8% мужских персонажей были изображены в «сексуальном виде» (по сравнению с 4,6% в 2007 году), в то время как 9,1% (по сравнению с 6,6%) были сняты «в той или иной степени нагими». 2013 год стал высшей точкой этой тенденции: 9,7% мужских персонажей были одеты в сексуальную одежду, а 11,7% сняли с себя часть (или всю) одежды».
Яркий пример — британский молодежный сериал «Молокососы», предтеча нашумевшей «Эйфории». Первый сезон с участием ныне известного голливудского актера Николаса Холта вышел в 2007 году и произвел фурор. По тем временам это был довольно смелый проект, ведь герои отрывались, влюблялись и страдали так, словно это последний день их жизни.
В сериале не обошлось без откровенностей, и примечательно, что в полуобнаженном виде парни появлялись так же часто, как и девушки. А Джозеф Демпси (будущий Джендри из «Игры престолов») в одной из сцен вообще предстал полностью без одежды.
Исторический ликбез
Раздевание мужчин в фильмах отнюдь не новшество. Актеры появлялись в неглиже даже в эпоху немого кино, например, в образах мифических или библейских героев. Однако в 30-е и 40-е годы цензура ужесточилась. Например, в 1934 году в США приняли кодекс Хейса, установивший суровые рамки для киношников: никакой обнаженки, никаких властных женщин, никаких атрибутов вредных привычек и прочей непотребщины в кадре.
Долгожданное раскрепощение пришло в 60-е годы благодаря сексуальной революции, поправшей пуританские табу, связанные с телесностью. Для американских и европейских картин 70-х и 80-х нагота обоих полов превратилась в норму.
Зашкаливающая откровенность перестала быть атрибутом фильмов для взрослых и перекочевала в ранее сдержанное художественное кино. В 1976 году вышла эпическая сага «Двадцатый век» Бернардо Бертолуччи с молодыми Робертом де Ниро и Жераром Депардье — будущие мировые звезды сыграли закадычных друзей. В картине оба актера предстали полностью обнаженными.
Главные герои французской драмы «Тридцать семь и два по утрам» 1986 года, Бетти и ее возлюбленный Зорг, почти треть фильма ходят в чем мать родила. И это было абсолютно естественным для европейского кино той эпохи, которое оставалось (и остается) более раскованным, чем американское.
На рубеже 80-х и 90-х тенденция сохранялась. Однако мужскую обнаженку чаще можно было увидеть в независимых артхаусных лентах. На первый план в массовом кино вышли бруталы Брюс Уиллис, Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне и другие. А крутым парням, спасающим мир, негоже демонстрировать лишнее, ведь нагота подсознательно считывается как уязвимость.
Наши дни: раздетые мужчины снова в моде
Стараниями смелых режиссеров Ларса фон Триера и Гаспара Ноэ мужская телесность снова стала популярной в кино. Например, у датчанина в драме «Рассекая волны» раздеваются и главная героиня, и главный герой. А у Ноэ в картине «Любовь» актер Карл Глусман появляется в невероятно провокационных сценах.
Тенденция на мужское раздевание сегодня прочно закрепилась в кино. В фильме 2023 года «Солтберн» британки Эмиральд Феннел в неглиже предстают только актеры, но не актрисы. Феликс, персонаж нынешнего секс-символа Джейкоба Элорди, демонстрирует свою фигуру в самых разнообразных ракурсах. А в конце фильма главный герой Оливер (Барри Кеоган) исполняет танец нагишом.
Тем не менее, разрыв между женским и мужским оголением на экране все еще остается существенным. Однако полностью обнаженным героям в кадре сегодня уже не удивляются так, как, скажем, 20 лет назад. Значит, мужская нагота в той или иной мере стала нормой для современного кино. И главное то, что на нее есть запрос.