«Убили негра» — один из главных музыкальных мемов России: как родилась эта нетленка
В 1993 году преподаватель Ростовской консерватории по классу ударных Виктор Пивторыпавло собрал студенческий джаз-банд барабанщиков. Спустя 6 лет они преобразовались в группу «Запрещенные барабанщики», которую хотя бы по одной песне знает каждый — «Убили негра».
Негра действительно «убили ни за что, ни про что», но зачем ростовским музыкантам вообще понадобилась такая тема?
«Одна из тайных миссий песни «Убили негра» — спровоцировать негритянскую общину, даже тех, кто учится у нас в институтах, на какие-то действия не в защиту своей способности играть в баскетбол или танцевать хип-хоп, а на то, чтобы вспомнить, что были такие люди, как Малькольм Х, Франц Фанон, лидер Алжирской революции, мартиникский негр, приехавший помогать арабам в национально-освободительной борьбе против французов, Хайле Селассие, сражавшийся с оружием в руках против итальянцев в Эфиопии.
Я все свое детство интересовался национально-освободительной борьбой стран третьего мира и ко всем этим людям отношусь с очень большим уважением», — так о смысле песни говорит один из участников группы Иван Трофимов.
По словам Трофимова, клип на песню почти год пролежал на полке, а музыканты узнали о его релизе за два дня до выхода в эфир. Решающее слово в его судьбе принадлежало музыкальному критику Артемию Троицкому (включен Минюстом РФ в список иноагентов):
«MTV взяло его в свою программу 1 апреля в рамках какой-то дурацкой акции и попросило москвичей откликнуться — ставить в ротацию или нет. 80% жителей Москвы ответили отрицательно. А через неделю MTVишники повторили акцию по городам России, не включая Москву, — там 90% откликнулось максимально положительно. На MTV долго думали, что делать, тут и вмешался Троицкий (включен Минюстом РФ в список иноагентов), которому клип понравился».
Группа не раз говорила, что против расизма, но популярность песни иногда оборачивалась в странные сюжеты:
«Продукт захотели громко прорекламировать, и появились плакаты: «Запрещенные барабанщики убили негра», просто так, без кавычек. На нас стали вешать тупой, бессмысленный и оголтелый расизм… В то время — конец 90-х — игра с этим была эпатажна. Поэтому и люди к нам приходили иногда совсем неадекватные и настолько неприятные, что было желание бросить все это».
Кстати, на концертах группа иногда исполняла политкорректную версию этой композиции «Любили чернокожего афроамериканца»: «Но в новый альбом мы ее решили не включать. Иначе люди подумают, что мы зациклились на афроамериканской теме, которую мы предпочитаем называть негритянской».