Оказывается, машины из Китая, наводнившие русский рынок, появились только благодаря СССР: без нас бы ничего не было
Современная Россия максимально зависит от китайского автопрома. После известных событий февраля 2022-го цены на иномарки взлетели до небес из-за санкций, а купить новый автомобиль, произведенный в той же Европе, стало невозможно (по крайней мере, официально). Единственным спасением в этой ситуации стал Китай, стремительно заполнивший опустевшую рыночную нишу.
Текущие отзывы о китайских авто получаются максимально спорными. Интернет полнится недоуменными репликами на тему, как можно делать комплектующие, да и машины в целом настолько ненадежными. Но глобально другого выбора у многих водителей в стране просто нет. Конечно, есть вариант обратиться к отечественному автопрому, но зачастую и он собирается из деталей, поставляемых Поднебесной.
И от этого обиднее вдвойне. Ведь когда-то именно мы (точнее, СССР) запускали китайское автомобилестроение.
Jiefang CA-10 — копия ЗИС-150
Да-да, не удивляйтесь: когда-то в данном направлении Советский Союз задавал такую моду, что Китаю оставалось только смотреть и копировать.
Массовое производство автомобилей в Китае началось лишь после окончания Второй мировой. Прежде в стране был выпущен только грузовик «Мин Шэн» 75 — скопированный у американцев «Рилэй» S11B.
И лишь в 1956-м при непосредственном участии СССР в Китае начали собирать Jiefang CA-10, полностью копировавший отечественный ЗИС-150. Его выпускали 30 лет, вплоть до 1986-го. И не только его…
«Нанкин» NJ130 — копия ГАЗ-51, Dongfanghong BJ760 — ГАЗ-21 «Волги». Beijing BJ 212, собранный на базе ГАЗ-69 и УАЗ-469, еще относительно недавно был основным автомобилем Народно-освободительной армии Китая (до 2008 года).
Dongfanghong BJ760
Почему же с годами все изменилось настолько принципиально? Все просто — в 80-е в Китае назрели реформы, которые дали толчок к развитию экономики. В страну стали заходить другие иностранные игроки, организовывающие производство своих автомобилей. Просто закупать их из-за границы Китай не хотел — и стимулировал строить производство на их территории (например, с помощью пошлин).
Местные инженеры пробовали, изучали, экспериментировали и двигались вперед. В то время, пока СССР, не выдержавший гласности и прочих веяний Перестройки, динамично разваливался.
Теперь же коллективные мощности Китая и России в автомобилестроении сравнить просто невозможно. Увы, но Поднебесная отыграла отставание и улетела на недосягаемую для нас высоту всего за 40 лет.