Робот или вариатор: какая китайская трансмиссия надежнее — сравнение коробок передач популярных автомобилей
Отечественный автомобильный рынок наполнился китайскими автомобилями, на которых преимущественно встречаются две автоматические трансмиссии, а именно преселективные «роботы» и вариаторы. Причем на одну модель могут ставиться обе коробки, в зависимости от комплектации и силового агрегата. Что предпочесть?
Одноразовая коробка
Роботизированные трансмиссии с двойными сцеплением и вариаторы стали альтернативой дорогим и сложным в производстве гидромеханическим автоматам с планетарными рядами в конструкции. Новые коробки заметно дешевле в производстве, но по характеристикам приближаются к автоматам. Правда, есть у них и существенные отличия. Если автоматы стабильно работают на всех диапазонах оборотах двигателя и скоростях автомобиля, то вариатор и «робот» имеют свои предпочтения и противопоказания.
Вариатор не любит высоких скоростей и больших оборотов двигателя. При движение на 130-150 км/ч по автострадам трансмиссия переходит на максимальные передаточные числа и разводит шкивы в крайние положения. Ремень сильно изгибается и вгрызается в металлическую поверхность рабочих конусов. При этом двигатель раскручивается до 3,5-4 тыс оборотов и входит в режим максимальной тяги.
При пиковых нагрузках ремень порой срывается, буксует, перегревается и сильно трет поверхность конусов. Образуется металлическая пыль, засоряющая масло и накапливающаяся в управляющих редукционных клапанах. Давление масла падает, шкивы теряют хватку, ремень еще больше проскальзывает, оставляет задиры и коробка работает на износ.
В общем, вариаторы не любят автострад и сильных нагрузок. Но особенно они не терпят прицепы. Если таскать за кроссовером телегу с грузом, то долго бесступенчатая трансмиссия не проходит.
Китайские вариаторы по надежности можно сравнить с японскими, которые тоже быстро сдаются при высоких нагрузках. Ремонт вариатора дорог и не всегда выполним. Особенно плохо, когда вышел из строя ремень. При этом самые распространенные вариаторы CVT могут передавать сравнительно невысокий момент в 180-200 Нм.
«Робот» можно ремонтировать бесконечно
Преселективные роботизированные коробки на первый взгляд кажутся более долговечными. Они изготавливаются на основе привычных механических коробок с валами и шестернями. Однако за переключение передач у них отвечает блок управление с актуаторами и блоком двойного сцепления. И это самое больное место этих коробок.
Китайские вариаторы во многом повторяют конструкцию европейских аналогов. Многие узлы куплены по лицензии, а сами коробки разрабатывались при непосредственном участии европейских инженеров. Блок двойного сцепления у них работает в масле, что существенно повышает ресурс коробки.
В отличие от вариаторов преселективные «роботы» хорошо выдерживают высокие скорости. Однако они не любят малых скоростей. В пробках ради плавного движения роботизированная трансмиссия включает вторую передачу и позволяет дискам буксовать, сглаживая момент. Сцепление имитирует работу гидротрансформатора, греется и изнашивается заметно быстрее, чем при обычном срабатывании. Многочасовые ползания в пробках могут приговорить сцепление к 50-70 тыс км пробега.
Коробка боится перегревов. Горячее масло, просочившееся через уплотнители, иногда заливает электронную плату и выжигает дорожки микросхем. Бывает что из-за избыточного давления лопаются алюминиевые корпуса мехатроников. При попытках буксовать на бездорожье выходит из строя вилка четных ступеней.
«Робот» также не любит прицепов и длительных остановок на педали тормоза. Коробку необходимо переводить в нейтраль, чтобы снять нагрузку с вилки. При этом несмотря на стиль езды блок сцеплений подлежит замене на пробегах 100-120 тыс км. Эта операция сопоставима по стоимости с ремонтом вариатора.
Правда, ремонт роботизированных коробок уже хорошо освоен отечественными мастерскими и не представляет особых хлопот. Отремонтировать в «роботе» можно все, чего не скажешь о вариаторе, который при обрыве ремня проще сдать в утиль, чем починить. Кроме того, «роботы» переваривают момент 250-500 Нм, что заметно больше, чем у вариатора.
В общем, обе трансмиссии ломучие. Однако после пробега в 100 тыс км вариатор уже близок к исчерпанию ресурса, а вот преселективный «робот» после замены блока сцеплений еще может отслужить 100-150 тыс км. до следующей замены. Кроме того, если водитель любит высокие скорости и спортивный стиль езды, то ему однозначно подойдет «робот».