Что не так с программами фигуристов Жулина. Даже чемпионы России вынуждены использовать «обноски»
В новом сезоне появился еще один тренерский штаб, который собрал в одном месте много крутых фигуристов. Под руководством Александра Жулина теперь тренируются лидеры сборной: Александра Степанова и Иван Букин, Елизавета Худайбердиева и Егор Базин, Елизавета Шанаева и Павел Дрозд. Помимо этих фигуристов, в группе есть и другие спортсмены — например, Софья Тютюнина, которая сейчас пробуется с Матвеем Грачевым. Логично, что с таким количеством учеников работать сложно. Они все разные по уровню, у каждого свой стиль и школа, поэтому раскрыть каждого — большая ответственность, но и основная цель тренерского штаба.
Пока говорить о глобальных изменениях в технике бессмысленно — прошло всего несколько месяцев, как группа стала такой большой. В начале сезона можно оценить только постановки и режиссерские решения. И в этом плане у Александра Жулина есть проблемы. По опыту предыдущих сезонов можно сделать вывод, что этот хореограф уже не столько творец, сколько ремесленник. Его работы достаточно примитивные и простые, они просто подстраиваются под существующие правила, но не функционируют как самодостаточные произведения.
Жулину всегда нужен сторонний от фигурного катания человек. Например, лучшее танго в сезоне-2018/19 было у Синициной/Кацалапова, потому что ему помогали чемпионы мира по аргентинскому танго — Сагдиана Хамзина и Дмитрий Васин. А шикарную постановку на Олимпиаду-2018 лидерам Бобровой/Соловьеву поставил хореограф Раду Поклитару. Итогом такого сотрудничества всегда становится качественная работа. Личные же проекты Жулина чаще всего были либо проходными, либо не имели успеха. Так, Бойковой/Козловскому пришлось поменять музыку для короткой программы в сезоне-2020/21, потому что изначальный вариант выглядел совсем тускло.
Сейчас же перед ним стояла действительно непростая задача — подобрать музыку и составить хореографию для нескольких конкурирующих дуэтов. Не секрет, что последний успешный проект в карьере Жулина — это Виктория Синицина и Никита Кацалапов. Они отличались хорошей техникой и скольжением, но по программам почти всегда проигрывали конкурентам. Это было очевидно даже на контрасте со Степановой/Букиным, которые прилично хуже в плане катания, но интереснее в постановках.
Уже после открытых прокатов сборной и первого этапа Гран-при России стало ясно, что Виктория и Никита никак не отпускают сознание тренера. С ритмическим танцем все еще неплохо — новая тема, которая ни разу не повторялась, поэтому откопать что-то из готового было сложно. А вот с произвольным все намного забавнее.
В прошлом сезоне новый дуэт Софьи Тютюнинаой и Андрея Багина выступал под второй концерт Рахманинова. И эта постановка — буквально копия танца Синициной/Кацалапова в сезоне-2017/18. Тот же каркас, похожие решения по хореографии — и абсолютное отсутствие чувства пары. Софья и Андрей весь сезон пытались угнаться за музыкой, хоть как-то ее интерпретировать, но все выглядело сыро и неуклюже, даже на последнем совместном старте. Дуэт распался.
Эта участь настигла и Шанаеву/Дрозда. На прокатах они показали интересный танец, с большим количеством современной и необычной хореографии. Только вот в середине звучит композиция Bach Aire, которая была основной темой у Виктории и Никиты. Почему нельзя было взять новую композицию? Ведь стилистически и ритмически похожих очень много.
На первом этапе Гран-при выступили София Качушкина и Марк Волков, которые тоже представляют тренерский штаб Александра Жулина. Они находятся в поисках своего стиля, поэтому пробуют яркие и необычные образы. Только вот произвольный танец у них поставлен на кавер My Way певца Чейза Холфелдера. Эта же песня использовалась в показательном номере Синициной/Кацалапова для турнира шоу-программ «Русский вызов» всего полгода назад. Логично, что историю полностью переделали, но вновь вопрос к выбору музыки.
Если мыслить более абстрактно, то и танцы Худайбердиевой/Базина — абсолютный «копипаст» с Виктории и Никиты. В ритмическом есть хореография, которая уже была использована для блюза в сезоне-2021/22, а произвольный и вовсе будто скопирован с чемпионов мира. По эмоциям, пластике и расположению элементов — все очень перекликается.
Творчество заканчивается в тот момент, когда оно встает на конвейер. В фигурном катании это видно особенно отчетливо: как только хореограф ставит много программ, достаточно быстро они начинают выглядеть одинаково и скучно. Казалось, что Жулин уже несколько лет назад отыскал решение — приглашать людей не из спорта. К сожалению, сейчас он отошел от этого и продолжает работать самостоятельно, вместе с прежними многолетними помощниками. Складывается ощущение нездоровой семьи — где младшие дети донашивают за любимчиками все, что осталось.
Даже в России есть много крутых постановщиков, которых можно привлечь к совместной работе. Но, видимо, Александр Жулин решил пойти по пути еще одного крупного тренерского штаба — делать все самостоятельно, не особо заботясь о качестве. Все равно его спортсмены будут выигрывать, так зачем делать дополнительную работу.