В России постоянно критикуют новые правила фигурки. Что конкретно не так стало с танцами
Танцы на льду изначально предполагали три соревновательные программы: обязательную, оригинальную и произвольную. Короткий танец, который мы знаем сегодня как ритм-танец, появился только в 2010-м и заменил собой обязательный и оригинальный танцы. От истоков пришлось отказаться по тем же причинам, что и от обязательной программы в одиночном катании, — слишком растянуто по времени, дорого для организаторов, порой неинтересно зрителям.
По замыслу ISU ритм-танец с утвержденными на сезон видом музыки и серией шагов в ритме (отсюда и название программы) стал решением всех проблем. Фигуристы должны интерпретировать заданный стиль и показать техническое мастерство, при этом не ограничены в выборе музыкального сопровождения и хореографического наполнения. Но со временем ритм-танец начали упрощать: в сезоне-2021/22 упразднили обязательные паттерны, теперь формулируют темы все более абстрактно и менее соотносимо с конкретными стилями. Недовольны этим и сами спортсмены.
Основная претензия в том, что ритм-танец уже мало чем отличается от произвольного. Вот что думает на этот счет чемпион финала Гран-при России — 2023 Валерий Ангелопол:
– Сейчас у нас отличия от произвольного танца нет вообще никакого. Если раньше мы могли сравнивать фигуристов, потому что они выполняют одно и то же и каждый от себя что-то чуть-чуть добавляет, а тут все выполняют все по-разному. По своему рисунку — ты ведь можешь кататься вообще как хочешь.
Раньше все по одному рисунку катались, и ты мог сказать: «Вот эти едут лучше». А сейчас ты не можешь сравнить. Ты можешь сравнить только то, насколько эффектнее это будет выглядеть. А техники нет, технику убрали. А короткий танец всегда отличался тем, что там есть отдельный кусок, который исполняется на технику.
Свобода для и так ограниченной правилами фигурки — это прекрасно. Но не тогда, когда она искажает суть всей дисциплины. Паттерн отменили, и фигуристы получили возможность катать практически все, что хотят. Раньше замаскировать корявые позиции или плоские ребра было крайне сложно: определенный кусок ритм-танца был одинаков для всех, и при сравнении спортсменов между собой проглядывалось, у кого уровень владения коньком выше. Так оставалась интрига вплоть до окончания соревнований, ведь технический задел все еще было реально перекрыть в произвольном танце уникальной задумкой и, главное, ее качественной интерпретацией.
Чемпионка мира среди юниоров 2018 года Анастасия Скопцова признала сразу после изменения концепции ритм-танца в 2022-м, что обновления носят исторический характер:
— Вы все заинтересовались прыжками, а переворот происходит в ритм-танце. Был целый вид, который оценивали. Вот сейчас у нас, например, был день, когда были эти круги — номера так называемые, — а потом был а-ля произвольный танец. И мы всегда таким занимались. И паттерн-танец обязательный отражал уровень спортсмена.
В фигурном катании ведь можно что угодно завуалировать. Но когда пары все как один начинают делать одни и те же шаги в одних и тех же позициях — сразу видна разница, сразу видно, кто умеет держать позицию, а кто нет, сразу видно, кто скользит. Это сразу отличало тех, кто действительно хорошо катается.
Мы с тренером обсуждали возможность отсутствия паттерна, но мы думали, что это будет года через четыре — это очень серьезный шаг, мне кажется. По факту мы будем видеть две произвольные программы — у одной произвольной будет выбран стиль музыки и стиль танцев. Все идет к этому.
Тенденция размывать формулировку направления на сезон обозначилась после Олимпийских игр — 2018. С Ванкувера-2010 до Пхенчхана-2018 темы соотносились с классическими стилями: золотой вальс, румба, янки-полька, финнстеп, пасодобль, равенсбургский вальс, полуночный блюз, танго-романтика. Основу для их переноса на лед можно было черпать из бальных танцев.
С сезона-2019/20 решили работать больше на зрителя и сместить фокус внимания в ритм-танце с технической стороны на развлекательную — несмотря на то, что за зрелищность отвечает произвольный танец. Вместо узнаваемых парных танцев, как прежде, выбор ISU падает на абстрактные ритмы: «Мюзиклы», «Уличные танцы», «Латиноамериканские стили», «Музыка из 80-х», «Танцевальная вечеринка 20-го века», «Танцевальная вечеринка с современной музыкой 21 века». Отныне яркий перфоманс без привязки к танцевальной базе приветствуется даже в ритм-танце, который при таком подходе отличается от произвольного лишь длительностью.
Чемпионка России 2023 года Елизавета Худайбердиева считает, что стирание границ между ритм-танцем и произвольным танцем не предоставляет свободу творчества, как ожидал ISU, так еще и мешает зрителю разобраться в нюансах дисциплины:
— Опять звучало на семинаре, что темой обязательного танца хотят видеть диско. Я уже устала от этого всего. Мы давно уже не катали вальс, танго. Все хотят какие-то пляски. И это круто, что можно взять разные вариации. Но тогда чем это отличается от произвольного танца? Это очень сложно для вас, зрителей. Вы думаете: «Они отменили обязательный танец. Они все будут кататься по-разному». Потом смотрите, а все катаются в одну сторону. Почему так глупо и неинтересно? А это такие правила.
Мы не раз признавали, что судейская система в одиночном и парном катании нуждается в преобразованиях в ответ на новые тенденции в спорте. Но, кажется, именно в танцах на льду перемены не к лучшему. Может, пришло время прислушаться к самим фигуристам и вернуться к тому, с чего все начиналось?