«Детям с особенностями надо чуть больше внимания и любви». Секреты работы в адаптивной гимнастике
Адаптивная художественная гимнастика относительно новое направление. Сейчас оно активно развивается, у детей с особенностями развития есть не только тренировки, но и полноценные соревнования. В Москве проходит турнир-фестиваль «Дети спорта». На него приезжают разные специалисты, которые отвечают за подготовку спортсменов.
Тренеры рассказали Sport24 о работе с особенными детьми, сложностях и мотивации.
Стовба Наталья Вячеславовна, главный тренер федерации художественной гимнастики адаптивного спорта России:
«Мой ребенок родился с синдромом Дауна. Девочке сейчас 15 лет. Мое базовое образование — психологическое, я педагог-психолог и клинический психолог. Моя младшая дочь занимается профессионально художественной гимнастикой, я занималась бальными танцами, гимнастикой. Глядя на старшую дочь мы заметили, что немного с опозданием, задержкой, но хочет и может заниматься художественной гимнастикой. В итоге я получила образование и стала тренировать детей.
Главное, что есть в адаптивной гимнастике: «не бойся — делай». Надо любить всех людей, и детей с особенностями. Они точно такие же, как и все, им просто надо чуть больше внимания и любви. Они это очень сильно чувствуют и воспринимают.
Подготовка к соревнованиям почти ничем не отличается от обычного спорта: стараемся делать больше прогонов, готовить к выходу на ковер, показываем, как надо делать, репетируем, отрабатываем: поприветствовать судей, улыбнуться, встать на носочки».
Кузьминова Алина Андреевна, тренер, Моздок (Северная Осетия-Алания):
«Мы на этом турнире уже второй раз. Тогда было легкое волнение, а сейчас его еще больше. Все, что здесь происходит очень душевно, до слез. Видны изменения у детей, за которыми мы наблюдали раньше. Это сильно трогает.
Сегодня я очень волновалась. До последнего сдерживалась, старалась не подходить к детям слишком близко, потому что они чувствуют мои переживания. Такого никогда не было. Я еще тренирую обычных детей, там волнение за элементы, а здесь — за душу человека.
Конечно, тренировочный процесс непростой. Когда у меня появился первый ребенок в адаптивном спорте, было очень трудно. Заставить ее что-то делать, научить. Когда преодолеваешь этот порог — все начинает постепенно складываться. Дальше мы уже работаем по отработанной схеме, все приходит с опытом».
Зайцева Анастасия Дмитриевна, тренер, Москва:
«Я всю жизнь была в спорте. Когда стоял выбор, куда поступать, стоял выбор между обычным педагогом физической культуры и педагогом адаптивной физической культуры. Мне адаптивная показалось более интересной, отучилась, узнала, что в этом направлении есть художественная гимнастика и попала к таким деткам.
Когда я работаю, то психологически отключаюсь. Кому-то из деток нужен более мягкий подход: погладить по голове, сказать, что у него все получится, встать и проработать вместе с ним все элементы. На кого-то надо поругаться, чтобы он понял, что надо работать. Некоторые могут сидеть на ковре и ничего не делать.
Кто-то из деток более социализирован, сам тянется, прибегает на первую тренировку и обнимается. Иногда случается, когда несколько месяцев ребенок не принимает, просто сидит и смотрит или повторяет только с мамой. Была такая девочка, которая меня всегда отодвигала. Потом уже привыкла, и начали вместе работать.
Участие вместе с детьми в соревнованиях выматывает, но ты получаешь от этого удовольствие. Ты видишь, что детки пришли с нуля, а сейчас уже выступают по второй программе. Это достаточно сложно, пришлось выучить ее за короткий срок. Что-то выполняют сами, а что-то приходится подсказывать».