Этого персонажа «Мастера и Маргариты» Булгаков не придумывал: вот кем был прототип Азазелло
Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова пронизан аллюзиями и отсылками — в первую очередь на средневековую европейскую демонологическую традицию, но не только на нее. Мы уже рассказывали о рецепте магического крема, которым мажется Маргарита, о происхождении кота Бегемота и даже о той самой Аннушке, которая не только купила подсолнечное масло, но уже его и разлила.
Оказывается, несколько лет подряд эта второстепенная героиня произведения была соседкой писателя — и доставляла ему множество неудобств. Поэтому в «Мастере…» Аннушка и приносит несчастье.
Сегодня мы рассмотрим еще одного персонажа, который фигурирует в культовом романе — и которого Булгакову придумывать не пришлось. Речь про одного из членов свиты Воланда — Азазелло.
«Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий», — так он описан в первой половине романа.
А в таком виде Азазелло предстает перед нами в финале:
«Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».
Булгаков прямо указывает, кого именно он представил в «Мастере…» в образе Азазелло. Хотя можно было догадаться и без конкретного пояснения, просто по схожести имени с Азазелем. Итак, разбираемся, кто это такой.
Фигура Азазеля известна нам благодаря апокрифической Книге Еноха. В ней Азазель предстает предводителем допотопных гигантов, восставших против Бога (очевидная перекличка с античными титанами, воевавшими с богами Олимпа). Другая очевидная связь этого персонажа еврейской мифологии с Грецией заключается в очевидном сходстве с судьбой даровавшего людям огонь Прометеем. Правда, немного с другой оценочной коннотацией.
Азазель научил мужчин делать оружие и воевать, а женщин — использовать драгоценные камни в качестве украшений и раскрашивать лица (то есть пользоваться косметикой), а также обманывать — и предаваться промискуитету.
То есть, как и Прометей, Азазель привнес в цивилизацию какой-то дар. Но точки зрения народного сознания того времени — не слишком полезный.
За это Азазель был прикован к скале (да-да, в чистом виде Прометей, но с отрицательной характеристикой):
«Свяжи Азазела по рукам и ногам и положи его во мрак; сделай отверстие в пустыне, которая находится в Дудаеле, и опусти его туда. И положи на него грубый и острый камень, и покрой его мраком, чтобы он оставался там навсегда, и закрой ему лицо, чтобы он не смотрел на свет! И в великий день суда он будет брошен в жар», — говорит в книге Еноха Господь Рафаилу после того, как Азазеля не смогли убить ангелы.
Закованный в пустыне Азазель в ряде текстов и обрядов в итоге и оказался демоном пустыни, как про него написано в романе Булгакова. Так что «Мастер и Маргарита» намного глубже, чем мог бы подумать средний читатель, — в книге скрыто множество отсылок, через которое можно многое узнать о мировой культуре.