Эту загадку на легендарной картине Мунка «Крик» не могли разгадать 120 лет: кто оставил странную надпись на полотне
На протяжении многих десятилетий картина «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка оставалась объектом внимания и споров художников, критиков и обычных зрителей. Она не только стала символом экспрессионизма и ярким проявлением внутреннего мира самого Мунка, но и хранила в себе загадку, которая мучила исследователей на протяжении многих поколений. Речь идет о таинственной рукописной надписи в углу картины: «Такое мог создать только сумасшедший».
Серия картин «Крик» появилась в промежутке между 1893 и 1910 годами. На них была изображена фигура в отчаянии на фоне кроваво-красного неба. Интересно, что изначально название было другим — «Крик природы». Сам художник так описывал идею появления своих полотен на страницах дневника в записи «Ницца 22.01.1892»:
«Я шел по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Исследователи предполагают, что фигура в центре картины могла быть навеяна мумиями, увиденными художником в парижском или флорентийском музее. А ярко-красное небо — последствия извержения вулкана Кракатау в 1883 году в виде вулканического пепла. Этот пепел создавал особенно яркие «красные сумерки», которые были отмечены в норвежских газетах. Рассуждали так же о надписи на самой знаменитой второй картине под этим названием, выставленной в Национальном музее Норвегии — «Такое мог создать только сумасшедший».
Было непонятно, кто же именно оставил эту надпись — сам художник, реставраторы или вандалы? И если это действительно творение Мунка, каков был его мотив?
Долгожданное разрешение этой загадки появилось, когда кураторы Национального музея Норвегии внимательно изучили полотно перед выставкой художника в 2022 году в Осло. Они провели почерковедческую экспертизу и инфракрасный анализ. И наконец точка в споре была поставлена. Эксперты подтвердили, что надпись принадлежит самому Эдварду Мунку.
«Без сомнения, надпись принадлежит перу Мунка. Почерк, а также события, случившиеся в 1895 году, когда Мунк впервые представил картину в Норвегии, указывают на это», — приводит слова куратора музея Майи Бритт Гуленг РИА Новости.
Итак, почему же Мунк решил оставить такое загадочное заявление на своей картине? В 1893 году «Крик» была представлена на выставке в Париже в серии работ под названием «Любовь». В нее также входили такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», олицетворяющие рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние. Предполагается, что жесткая критика, сопровождавшая первый показ картины, и слухи о психическом здоровье Мунка глубоко ранили художника. Надпись стала своеобразным ответом на выпады.
И сегодня картина «Крик» не только остается величайшим шедевром мирового искусства и символизирует вечные темы человеческого страдания, одиночества и внутренней борьбы, но и поднимает важные проблемы готовности общества к пониманию и принятию творчества художников.