Легендарный «Ночной дозор» мог не выйти из-за отсутствия технологий: сейчас в это сложно поверить
Фильм «Ночной дозор» вышел на экраны в 2004 году и, несмотря на сдержанные отзывы критиков, произвел фурор среди простых зрителей. При бюджете в 4 миллиона долларов «Дозор» смог собрать в прокате больше 50 миллионов, за что его окрестили «первым российским блокбастером». Через год была выпущена английская версия фильма, а еще через год — сиквел «Дневной дозор».
К моменту выхода «Дозора» ничего даже близко похожего российский кинопрокат не знал. Использование такого обилия спецэффектов и компьютерной графики к тому моменту в российском кинематографе было чем-то сверхъестественным, хотя в Голливуде к этому времени такие фильмы, как «Терминатор 2» и «Парк Юрского периода», уже отмечали свое десятилетие. И даже несмотря на отставание российского кино от американского, «Дозор» произвел впечатление на таких выдающихся голливудских режиссеров, как Квентин Тарантино и Джеймс Ганн.
Всего этого могло и не быть, если бы не бэкграунд режиссера Тимура Бекмамбетова. В 90-е годы он активно работал в рекламе, и «Ночной дозор» приобрел очень многое из этого опыта Бекмамбетова, начиная с клипового резкого монтажа, заканчивая каким-то бесконечным продакт-плейсментом. Конечно, сказалась это и на самом визуальном стиле фильме. Правда, не обошлось без проблем, из-за которых фильм буквально мог не выйти. Виной тому — цифровая цветокоррекция, которая в то время была редкостью. О том, что премьера фильма могла сорваться, Бекмамбетов рассказал в интервью «Кинопоиску» накануне 20-летия «Ночного дозора»:
«Премьера чуть не сорвалась. Мы делали цветокоррекцию в последний момент. Даже в Лос-Анджелесе мало кто знал, как делать цифровую цветокоррекцию. Мы нашли студию FotoKem, которая занималась музыкальными клипами. Там сказали, что смогут изготовить для нас негатив, но у них ничего не получалось. Был уже июнь, а у нас все не было негатива. Мы делали цветокоррекцию, шли с ней в лабораторию, где нам печатали негатив. Потом мы с него печатали позитив, смотрели на экране, а там ужасное непонятное изображение. Меняли контраст, меняли пленку. Ничего не шло. Наконец-то получилось чуть ли не за день до премьеры. Мы помчались из Бербанка в аэропорт и успели только потому, что вылет задержали. Но пленку пришлось сдать в багаж. На свой страх и риск — непонятно, подходящая ли там температура. И вот мы прилетели в Москву, и нам говорят, что банки с пленкой улетели в Гонконг. На следующий день багаж все-таки прилетел утром. А вечером уже была премьера в «Пушкинском».
В нулевые «Ночной дозор» был глотком свежего воздуха в российском кинематографе. Казалось, что Бекмамбетов задал тренд и, наконец, отечественное кино пойдет в году, обратившись к знакомым россиянину сюжетам и собственной самобытности. Но этого не произошло. Несмотря на феноменальный успех «Дозора», стремление снимать голливудские ленты на свой манер, а не создавать свой национальный стиль, все же оказалось сильнее. Хорошо это или плохо — мы уже никогда не узнаем.