В Голливуде скопировали шедевр СССР и получили за это «Оскар»? Зрители обвинили «Выжившего» в плагиате
Голливудский фильм «Выживший», за который Леонардо Ди Каприо получил долгожданный «Оскар», был выпущен Алехандро Гонсалесом Иньярриту в 2015 году, но до сих пор многие умудряются обвинять его в плагиате. Дело в том, что более десятка сцен в оскароносной картине практически в точности повторяют те, что были сняты легендарным советским режиссером Андреем Тарковским в таких фильмах, как «Иваново детство», «Сталкер», «Зеркало» и «Андрей Рублев». Вот некоторые из них:
Сцена из «Выжившего» полностью повторяет один из начальных кадров фильма «Сталкер»: камера снимает сверху и медленно движется справа налево. Отличается, разве что, расположение персонажей и последовательность их появления в кадре.
То, как Хью Гласс, герой Ди Каприо, вместе с сыном крадется по затопленному лесу напоминает сцену из первого полнометражного фильма Тарковского «Иваново детство». К слову, этот лес из советской картины нашли случайно: оператор фильма Вадим Юсов увидел его из окна автомобиля.
Сцена с горящим домом — еще одно очень близкое повторение Тарковского. По композиции она примерно повторяет кадр из фильма «Зеркало». Несмотря на несколько отличий, аналогия читается с легкостью и заметна невооруженным глазом.
Выжженная деревня и люди, обессиленные, но оставшиеся в живых, которые выглядывают из-за остатков опаленных домов — еще одно близкое совпадение. У Тарковского эта сцена встречается в «Ивановом детстве».
А вот разрушенная церковь и одинокий стоящий перед ней герой отсылают на фильм «Ностальгия», который был снят в Италии. В 1983 году Тарковский получил за него приз за лучшую режиссуру на Каннском фестивале, а через год принял решение не возвращаться в Советский союз.
Устрашающий кадр с повешенным вновь отсылает на первую полнометражную работу советского режиссера. В «Ивановом детстве» этот кадр производит шокирующее впечатление на зрителя.
Парящая в воздухе женщина отсылает к самому личному фильму Тарковского, «Зеркало». И пусть в оригинале она вознесена над кроватью, в «Выжившем» — над полем, аллюзия считывается без труда.
Наконец, один из самых известных портретов «Выжившего», где герой Леонардо Ди Каприо смотрит прямо в объектив чуть приподнятой над ним камеры — тоже отсылка к Тарковскому. В «Ивановом детстве» таким приемом знаменитый режиссер усиливает напряжение и подчеркивает эмоции, которые испытывал главный герой.
Но является ли это плагиатом? Искусство, как и все в жизни, циклично. Мы перерабатываем и переосмысляем опыт предыдущих поколений и надстраиваем поверх свой собственный. Кроме того, в кино подобные отсылки являются классическим способом отдать дань уважения авторам, которыми восхищаются и которые оставили значимый след в истории и развитии кинематографа. Так что «Выжившего» зря обвиняли в плагиате. Иньярриту лишь подчеркнул свое восхищение Тарковским, процитировав самые знаменитые сцены из его фильмов.